А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Пушкин > А А Блок писал «Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя несмотря на то что роль поэта — не легкая и веселая; она трагическая»
А А Блок писал «Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя несмотря на то что роль поэта — не легкая и веселая; она трагическая» - сочинение


1. Образ Моцарта как выражение творческого кредо автора. 2. Мотивы творческой свободы в лирике Пушкина. 3. Раздумья о предназначении поэта. В чем же проявлялась та легкость, которую отмечал А. А. Блок? В мелодичности и естественности пушкинского стиха? Или в повседневной жизни поэта? Хрестоматийный образ А. А. Пушкина, к которому мы привыкли — это образ беззаботного весельчака и повесы, «гуляки праздного»», который мимоходом сочиняет свои гениальные произведения. Таким поначалу представляется и Моцарт, герой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»». Несомненно, что этому персонажу Пушкин придал ряд собственных черт характера. Светлая и цельная натура Моцарта чем-то сродни непосредственному ребенку, с интересом тянущемуся ко всему новому: Моцарту одинаково интересны и работа над полным глубины и гармонии музыкальным произведением, и жалкая игра слепого скрипача, которого он случайно услышал у дверей трактира. К собственному таланту Моцарт относится с долей юмора, словно не воспринимая всерьез свою гениальность: Нет — так; безделицу. Намедни ночью Бессонница меня томила, И в голову пришли мне две, три мысли. Сегодня я их набросал. Известно, что и сам Пушкин нередко работал по ночам, как и персонаж его произведения. Но вот что интересно: а так ли уж прост и поверхностен весельчак Моцарт, принимающий за чистую монету дружбу завистника Сальери? Моцарт чужд зависти и вообще каких-либо неприязненных чувств по отношению к человеку, которого он искренне считает собратом по искусству. Кроме того, по мнению Моцарта, истинно гениальный человек не может быть злодеем. Поэтому Моцарт решительно опровергает слух о том, что Бомарше мог совершить преступление: Он же гений, Как ты да я. Итак, для Моцарта (и для Пушкина) талант — это всегда свет, иначе и быть не может. Помимо этого, в короткой фразе Моцарта звучит и осознание собственной гениальности. Но как относится к ней Моцарт? Легко и просто, как к определенной данности, над которой нет смысла ломать голову. Раз это есть, значит, нужно воспринимать это как естественное явление, жить и радоваться жизни. В то же время Моцарт не лишен и таинственных, смутных предчувствий, нередко сопутствующих таланту. Так, появление «черного человека»», заказавшего Requiem, он подсознательно воспринимает как некий знак, поэтому и чудится ему повсюду «черный человек» — предвестник близкой смерти. К своему предчувствию Моцарт относится с долей скепсиса, порожденного доводами рассудка: Мне совестно признаться в этом... Известно, что сам Пушкин иногда бывал достаточно суеверен. Гадалка, предсказавшая ему раннюю смерть, предостерегла его от нескольких вещей. Он верил в предзнаменования и талисманы. Нужно отметить, что в «Моцарте и Сальери» звучит еще один мотив, весьма важный для понимания того, как относился Пушкин к своему таланту: Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов. И здесь уместно перейти к вопросу о том, насколько поэт свободен в выборе тем для своих произведений. Например, Н. А. Некрасов считал, что поэт обязан писать о проблемах народа; а как Пушкин решил этот вопрос? Вправе ли талант ставить себя в зависимость от потребностей и вкусов толпы? Во градах ваших с улиц шумных Сметают сор, — полезный труд! — Но, позабыв свое служенье, Алтарь и жертвоприношенье, Жрецы ль у вас метлу берут? Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Итак, для Пушкина главной обязанностью таланта является служение ни сиюминутным потребностям общества, а божес