А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Пушкин > О Кропоткине его старших и младших современниках
О Кропоткине его старших и младших современниках - сочинение
Кропоткин родился в 1842 году - через год после гибели Лермонтова и через пять - после дуэли Пушкина. Льву Толстому тогда было четырнадцать лет. А имаму Шамилю было уже сорок три.

Кстати, о Шамиле. В "Советском энциклопедическом словаре" читаем о нем: "3-й имам Дагестана и Чечни (1834 - 1859), руководитель освободительной борьбы кавказских горцев против царских колонизаторов и местных феодалов под лозунгами мюридизма, основатель имамата". А сама кавказская война 1817 - 1864 годов характеризуется в этом словаре как "завоевание русским царизмом Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа". И далее: "Освободительную войну кавказских горцев, проходившую под флагом газавата, возглавлял Шамиль, создавший мусульманско-теократическое государство - имамат". Вот так, чего только не творил отвратительный русский царизм!

Не буду говорить о том, что такой классовый подход заставляет смотреть совсем по-другому на современные события в Чечне. Можно подумать, что интересы России мог представлять кто-то другой, кроме "русского царизма". В эпоху передела мира, если бы не Россия, то обязательно пришла бы другая великая держава и Кавказ был бы не русским, а турецким, английским или каким-нибудь еще. Свято место пусто не бывает. Замечу попутно, что те, кто ратует за предоставление свободы Чечне, этого не понимают или не хотят понимать при всей очевидности такой перспективы. Им бы почитать Пушкина, Лермонтова, Толстого.

Пушкин однозначно говорил о колонизации Кавказа как о благе для России, смотрел на кавказскую войну как на неизбежное благо для народов Кавказа. Есть, безусловно, что-то символическое в любви горянки к русскому в "Кавказском пленнике", заканчивающемся гимном пленению Кавказа Ермоловым - одним из самых замечательных защитников русского царизма, а заодно и России в целом. Помните последние стихи поэмы, где Пушкин явно опережает события:

"...И воспою тот славный час,

Когда, почуя бой кровавый,

На негодующий Кавказ

Подъялся наш орел двуглавый

И смолкнул ярый крик войны:

Все русскому мечу подвластно,

Кавказа гордые сыны,

Сражались, гибли вы ужасно;

Но не спасла вас наша кровь,

Ни очарованные брони,

Ни горы, ни лихие кони,

Ни дикой вольности любовь!

Подобно племени Батыя,

Изменит прадедам Кавказ,

Забудет алчной брани глас,

Оставит стрелы боевые.

К ущельям, где гнездились вы,

Подъедет путник без боязни,

И возвестят о вашей казни

Преданья темные молвы".

К нам вернулся спустя почти столетие "наш орел двуглавый", но как и в 1820-м, явным преувеличением выглядит строка - "Все русскому мечу подвластно", "дикая вольность" ценится многими горцами выше, чем блага цивилизации и защита от исламских "друзей" кавказских народов. Пушкин смотрит на кавказские события начала XIX века глазами "русского царизма", воздавая, правда, дань свободолюбию, храбрости и гордости сынов Кавказа. Не случайно Григорий Федотов статью о Пушкине назвал "Певец империи и свободы".

Нельзя, разумеется, рассматривать войну на Кавказе конца XX - начала XXI века как продолжение войны XIX века, хотя бы уже потому, что между этими двумя войнами были депортация и возвращение на родину чеченцев и ингушей. Один из героев раннего рассказа Льва Толстого "Рубка леса" смотрит на Кавказ глазами простого, не поднимающегося до высот государственного мышления русского человека: "...Все мы, по преданию едущие на Кавказ, ужасно ошибаемся в своих расчетах, и решительно я не вижу, почему вследствие несчастной любви или расстройства дел скорее ехать служить на Кавказ, чем в Казань или в Калугу. Ведь в России воображают Кавказ как-то величественно, с вечными девственными льдами, бурными потоками, с кинжалами, бурками, черкешенками, - все это страшное что-то, а в сущности ничего в этом нету веселого. Ежели бы они знали, по крайней мере, что в девственных льдах мы никогда не бываем, да и быть-то в них ничего веселого нет, а что Кавказ разделяется на губернии: Ставропольскую, Тифлисскую и т. д......

Разрушая романтическую, вернее, псевдоромантическую традицию, Толстой, собственно, приравнивает Кавказ к любому другому административному подразделению России - нет романтически приукрашенного Кавказа - есть губерния, которая ничем не лучше и не хуже других ее губерний.

Путь от Пушкина к Толстому лежит в нашей литературе через Лермонтова с очень разными и неоднозначными подходами его героев - от Печорина до Максима Максимыча - к кавказцам. Именно от Лермонтова идет традиция смотреть на взаимоотношения русских и горцев как взаимоотношения равных и, что очень важно, интересных друг другу народов, с своеобразным бытом, нравами, культурой. Лермонтов - русский художник - увидел мир глазами кавказцев. Как не хватает нам сегодня этого взгляда, как редко мы задаемся вопросами: как понимают нас чеченцы? как они к нам относятся? и понимают ли вообще? Может быть, увидеть нас им мешает застилающая глаза ненависть, память депортации, горе, смерти и раны последних лет.

Мне кажется, что самая яркая фигура в литературе о Кавказе - Хаджи Мурат - вечный спутник Толстого, о котором как о предателе он с презрением отзывался в молодости и о котором написал исполненную любви повесть в последние годы жизни, когда понял главные ориентиры в жизни - друг мне тот, кто поможет спасти мне моего сына, мою семью, и враг тот, кто хочет их погубить. Вот и все. Вот и вся мудрость жизни. Живой, а не вымышленной жизни.

Борьбой с терроризмом занимаются соответствующие органы, и пусть себе занимаются. Главное, чтобы не увеличивалась мера зла и насилия. Но, наверное, много больше может сделать учитель, прочитавший с детьми, в том числе и с чеченскими детьми, "Хаджи Мурата". Убежден, что человек прочитавший и понявший эту толстовскую повесть, никогда не пойдет на убийство, насилие, террор. Никогда! Если не верить в силу Слова, то во что тогда верить? А без веры никак нельзя...





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение по теме О Кропоткине его старших и младших современниках, Пушкин


  Мобильная версия