А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Пушкин > Послание «Я помню чудное мгновенье» А С Пушкина Восприятие толкование оценка
Послание «Я помню чудное мгновенье» А С Пушкина Восприятие толкование оценка - сочинение
Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» было написано А.С. Пушкиным под влиянием увлечения его юной красавицей, Анной Петровной Керн. Впервые он увидел ее в Петербурге в 1819 году, в доме А.Н. Оленина, жене которого она приходилась племянницей. Затем, несколько лет спустя, им суждено было вновь: имение родственников Керн, Тригорское, было по соседству с Михайловским. Именно тогда и родились эти строки: «Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты…». Когда Керн уезжала из Тригорского (в 1825 году), Пушкин принес ей эти стихи. Однако, безусловно, мы не можем рассматривать это послание в чисто биографическом плане – это упрощало бы смысл и содержание его. Да и сам образ героини у Пушкина лишен каких-либо характерных, узнаваемых черт. Некоторые литературоведы (А.И. Белецкий) вообще считали, что основной акцент в содержании стихотворения сделан на творческом вдохновении.

   По своему жанру произведение представляет собой послание, традиционно относимое нами к любовной лирике. В произведении присутствуют элементы романтического стиля.

   Действие в стихотворении начинается с малого мгновенья, с одной странички в жизни лирического героя:

     

    Я помню чудное мгновенье:

    Передо мной явилась ты,

    Как мимолетное виденье,

    Как гений чистой красоты.

     

   Как отмечают многочисленные исследователи, образ Ее здесь обозначен максимально расплывчато, фрагментарно. «Мимолетное виденье», «гений чистой красоты» – перед нами предстает некий идеал, совершенство. Мы видим перед собою не конкретную героиню, а скорее впечатление героя. Сам же образ «гения чистой красоты» был заимствован Пушкиным из стихотворения В.А. Жуковского «Лалла Рук». В интерпретации этих образов у обоих поэтов много общего. Как замечает Т.П. Буслакова, в красавице Жуковского «должны соединяться непорочность», «робкая стыдливость», «младенческая живость» и величие, «глубокость чувства» и безмятежность»[24]. Именно таково мировосприятие В.А. Жуковского:

     

    Ах, не с вами обитает

    Гений чистой красоты;

    Лишь порой он навещает

    Нас с небесной высоты…

    

    Чтоб о небе сердце знало

    В темной области земной,

    Нам туда сквозь покрывало

    Он дает взглянуть порой;

     

     

    И во всем, что здесь прекрасно,

    Что наш мир животворит,

    Убедительно и ясно

    Он с душою говорит…

     

   Строчки Пушкина также передают очарование золотого сна юности, которое лирический герой не смеет и не хочет разрушить. Одновременно «мимолетное виденье» символизирует поэтичность жизни, возможность чуда. Так, в пушкинском послании мы находим романтические элементы.

   Через чувства и эмоции мы погружаемся в жизнь лирического героя, в ее дух, в ее атмосферу:

     

    В томленьях грусти безнадежной,

    В тревогах шумной суеты,

    Звучал мне долго голос нежный,

    И снились милые черты.

     

   В этом четверостишии опять же нет конкретизации, здесь есть лишь определенные намеки, недомолвки, характерные для романтического стиля. Духовный облик героя пока не открывается читателю.

   Затем начинает проясняться непростая судьба героя: «Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты», «В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои». Стоит заметить, что в этих строках исследователи зачастую ищут намеки на пушкинскую биографию. Так, «тревоги шумной суеты» соотносят с жизнью поэта в Петербурге, «Бурь порыв мятежный» – с южной ссылкой, «мрак заточенья» – с началом ссылки в Михайловское. Однако, думается, послание «А.П. Керн» отнюдь не является опоэтизированной биографией Пушкина. Скорее, речь здесь идет о самом мироощущении его. Жизнь, лишенная любви и красоты, для него может сравниться с «мраком заточенья», с духовным пленом. Характерно, что в исповеди героя о «томленьях грусти безнадежной», о шумной суете жизни, об ударах судьбы везде сохраняются одинаковые, ровные, размеренные интонации. И вдруг судьба посылает нечаянную встречу. И интонации послания постепенно начинают меняться: тихая, покойная радость встречи, сравниваемая с пробуждением души, внезапно переходит в резкий эмоциональный всплеск – все чувства оказываются живы в душе героя, они вырываются и с огромной силой вновь охватывают его. И торжествующий голос влюбленного больше уже не затихает, а устремляется вперед и ввысь, в небеса:

     

    И сердце бьется в упоенье,

    И для него воскресли вновь

    И божество, и вдохновенье,

    И жизнь, и слезы, и любовь.

     

   Здесь возникает мотив вновь обретенного вдохновенья, восторга, вновь обретенной способности радоваться жизни. Божество, вдохновение, жизнь, слезы, любовь поставлены в один ряд, однако любовь, безусловно, доминирует над всеми человеческими чувствами, определяя душевное состояние героя.

   Композиционно в стихотворении выделяются три части. Первая часть – это воспоминание о чуде. Вторая часть – это непростая судьба героя, его жизнь «в глуши, во мраке заточенья», «томленье грусти безнадежной». В той жизни лирического героя было утрачено это воспоминание о чуде («И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты»). Третья часть – это «пробуждение души», вдохновения, реальное воплощение «чудного мгновенья».

   Одни и те же строки («Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты») повторяются в первой и пятой строфе. Повтор эпитета («голос нежный») присутствует во второй и третьей строфе. Замечаем сходство эпитетов во второй и третьей строфе: «милые черты» – «небесные черты». Кроме того, отметим повтор слов в четвертой и шестой строфе. В прошлом жизнь героя была мрачной и унылой, «Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви», – в настоящем же все чувства оживают, в сердце воскресает «И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь». Это повторение уже подчеркивает контраст прошлого и настоящего героя. Однако в финале это противопоставление снимается, благодаря повторению сюжетной ситуации начала. В этом смысле мы можем говорить о кольцевой композиции.

   Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. В послании использованы метафоры («Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты), инверсия («передо мной явилась ты»), сравнения и эмоциональные эпитеты («Как мимолетное виденье», «как гений чистой красоты», «небесные черты», «голос нежный», «шумной суеты»), бессоюзие («Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви»), многосоюзие («И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь»), бессоюзные сложные и сложносочиненные предложения. Анализируя фонетический строй стихотворения, отметим аллитерации («Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты») и ассонансы (И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь»).

   «Я помню чудное мгновенье» – это шедевр пушкинской любовной лирики. Это стихотворение о вечной загадке Женщины, о красоте, о тайнах человеческого сердца. Но это еще и размышление о суетном и вечном, дума о прихотливости судьбы, о капризах счастья. «Тревоги шумной суеты» – это рутина повседневности, поглощающая собой чувства и впечатления лирического героя, наслаивающая в сознании его новые и новые эмоции. Любовь, красота и вдохновенье – это то, что вечно и неизменно.





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение по теме Послание «Я помню чудное мгновенье» А С Пушкина Восприятие толкование оценка, Пушкин


  Мобильная версия