👍Лучшее сочинение – «Универсализм Пушкина» Пушкин 

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Пушкин > Универсализм Пушкина
Универсализм Пушкина - сочинение
Универсализм Пушкина состоял и в его всезнании, которое, в свою очередь, предстало в многостороннем, всеобъемлющем спектре. Начнем с того, что человеческая мудрость поэта нередко проявляла себя в форме житейского здравого смысла, то есть через внешне обыденные, простые, вполне доступные соображения по различным поводам и ситуациям, высказываемые без какой-либо нарочитой многозначительности, без претензий на философские откровения. Перелистаем роман "Евгений Онегин". Разве в ответе Онегина на признание Татьяны не сквозит подлинное знание жизни?

Что может быть на свете хуже

Семьи, где бедная жена

Грустит о недостойном муже

И днем и вечером одна;

Где скучный муж, ей цену зная

(Судьбу, однако ж, проклиная),

Всегда нахмурен, молчалив,

Сердит и холодно-ревнив!

Свои меткие жизненные наблюдения поэт подает мягко, ненавязчиво, как бы между прочим.

Привычка свыше нам дана:

Замена счастию она.

Даже на "вечные" вопросы Пушкин отвечает очень просто и совершенно конкретно, как делает он это на примере круговорота поколений:

Так наше ветреное племя

Растет, волнуется, кипит

И к гробу прадедов теснит.

Придет, придет и наше время,

И наши внуки в добрый час

Из мира вытеснят и нас!

Столь же просто, конкретно Пушкин умеет преподнести и любые другие "материи". Вот как он интерпретирует в стихотворении "Калмычке" (1829) понимание относительности всего и вся, ссылаясь на предмет, который занимал его воображение более всего - женщина:

Твои глаза, конечно, узки,

И плосок нос, и лоб широк,

Ты не лепечешь по-французски,

Ты шелком не сжимаешь ног...

И, перечислив еще немало из того, чего нет от светской дамы в "любезной калмычке", поэт тем не менее подчеркивает, что его "ум и сердце занимали" ее "взор и дикая краса". Достоевский обозначил это в Пушкине понятием "всемирная отзывчивость".

Отмеченный мотив подводит к мысли о плюрализме пушкинского мирочувствия. Оно оказывается восприимчивым к любому явлению бытия, в каждом из них ощущает определенное рациональное зерно, сознавая логическую оправданность его существования. В диалоге "Разговор книгопродавца с поэтом" (1824) пикируются между собой две позиции: поэт пытается отстоять свободу от рынка, от мнений "толпы" и даже ближайшего окружения, а книгопродавец уверяет, что надо работать на спрос, тем более, что это может принести барыш, в чем есть свой резон.

Вот же вам совет.

Внемлите истине полезной:

Наш век - торгаш; в сей век железный

Без денег и свободы нет.

После некоторых колебаний поэт склоняется к этой трезвой оценке реального положения дел, завершая диалог прозаическим резюме (прозаическим и в переносном, и в буквальном смысле).

Поэт

Вы совершенно правы.

Вот вам моя рукопись. Условимся.

("Условимся", то есть договоримся об условиях реализации поэтического "продукта").

В связи с этим стоит напомнить, что Пушкин стал первым русским писателем, который сделал литературный труд своей прямой профессией и начал жить на авторские гонорары. По его собственным словам, он постепенно "поборол в себе отвращение писать и продавать свои стихи для того, чтобы иметь средства к существованию".

Завершая разговор о житейской мудрости, нашедшей место в произведениях поэта, обратимся к драме "Русалка" (1832). Мельник советует дочери более всего "беречь свою девическую честь - //Бесценное сокровище...", ибо "она - //Что слово - раз упустишь, не воротишь". Князь высказывает ей столь же справедливую, бесспорно выношенную мысль:

Мой милый друг, ты знаешь, нет на свете

Блаженства прочного: ни знатный род,

Ни красота, ни сила, ни богатство,

Ничто беды не может миновать.

И он же, столкнувшись с безумием Мельника, рассуждает не менее убедительно:

Страшно

Ума лишиться. Легче умереть.

На мертвеца глядим мы с уваженьем,

Творим о нем молитвы. Смерть равняет

С ним каждого. Но человек, лишенный

Ума, становится не человеком.

Напрасно речь ему дана, не правит

Словами он, в нем брата своего

Зверь узнает, он людям в посмеянье...

Наряду с такой, житейски-доступной мудростью, Пушкин разрабатывал и линию глубинных осмыслений человеческого бытия. Склонность к этому обнаружилась у него очень рано. Уже в четырнадцати-пятнадцатилетнем возрасте он являл себя в стихах совершенно развитым человеком. И тогда же среди шутливой "легковейности" начинают мелькать первые блики возвышенной медитативности. Один из них - в стихотворении "Сраженный рыцарь" (1815), где погружение в глубины сознания предваряется пейзажным вступлением соответствующей настроенности: очень серьезно, с медлительной величавостью.

Последним сияньем за лесом горя,

Вечерняя тихо потухла заря,

Безмолвна долина глухая;

В тумане пустынном клубится река,

Ленивой грядою идут облака,

Меж ими луна золотая.





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение по теме Универсализм Пушкина, Пушкин


  Мобильная версия