А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Пушкин > Универсализм Пушкина
Универсализм Пушкина - сочинение


Универсализм Пушкина состоял и в его всезнании, которое, в свою очередь, предстало в многостороннем, всеобъемлющем спектре. Начнем с того, что человеческая мудрость поэта нередко проявляла себя в форме житейского здравого смысла, то есть через внешне обыденные, простые, вполне доступные соображения по различным поводам и ситуациям, высказываемые без какой-либо нарочитой многозначительности, без претензий на философские откровения. Перелистаем роман "Евгений Онегин". Разве в ответе Онегина на признание Татьяны не сквозит подлинное знание жизни? Что может быть на свете хуже Семьи, где бедная жена Грустит о недостойном муже И днем и вечером одна; Где скучный муж, ей цену зная (Судьбу, однако ж, проклиная), Всегда нахмурен, молчалив, Сердит и холодно-ревнив! Свои меткие жизненные наблюдения поэт подает мягко, ненавязчиво, как бы между прочим. Привычка свыше нам дана: Замена счастию она. Даже на "вечные" вопросы Пушкин отвечает очень просто и совершенно конкретно, как делает он это на примере круговорота поколений: Так наше ветреное племя Растет, волнуется, кипит И к гробу прадедов теснит. Придет, придет и наше время, И наши внуки в добрый час Из мира вытеснят и нас! Столь же просто, конкретно Пушкин умеет преподнести и любые другие "материи". Вот как он интерпретирует в стихотворении "Калмычке" (1829) понимание относительности всего и вся, ссылаясь на предмет, который занимал его воображение более всего - женщина: Твои глаза, конечно, узки, И плосок нос, и лоб широк, Ты не лепечешь по-французски, Ты шелком не сжимаешь ног... И, перечислив еще немало из того, чего нет от светской дамы в "любезной калмычке", поэт тем не менее подчеркивает, что его "ум и сердце занимали" ее "взор и дикая краса". Достоевский обозначил это в Пушкине понятием "всемирная отзывчивость". Отмеченный мотив подводит к мысли о плюрализме пушкинского мирочувствия. Оно оказывается восприимчивым к любому явлению бытия, в каждом из них ощущает определенное рациональное зерно, сознавая логическую оправданность его существования. В диалоге "Разговор книгопродавца с поэтом" (1824) пикируются между собой две позиции: поэт пытается отстоять свободу от рынка, от мнений "толпы" и даже ближайшего окружения, а книгопродавец уверяет, что надо работать на спрос, тем более, что это может принести барыш, в чем есть свой резон. Вот же вам совет. Внемлите истине полезной: Наш век - торгаш; в сей век железный Без денег и свободы нет. После некоторых колебаний поэт склоняется к этой трезвой оценке реального положения дел, завершая диалог прозаическим резюме (прозаическим и в переносном, и в буквальном смысле). Поэт Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся. ("Условимся", то есть договоримся об условиях реализации поэтического "продукта"). В связи с этим стоит напомнить, что Пушкин стал первым русским писателем, который сделал литературный труд своей прямой профессией и начал жить на авторские гонорары. По его собственным словам, он постепенно "поборол в себе отвращение писать и продавать свои стихи для того, чтобы иметь средства к существованию". Завершая разговор о житейской мудрости, нашедшей место в произведениях поэта, обратимся к драме "Русалка" (1832). Мельник советует дочери более всего "беречь свою девическую честь - //Бесценное сокровище...", ибо "она - //Что слово - раз упустишь, не воротишь". Князь высказывает ей столь же справедливую, бесспорно выношенную мысль: Мой милый друг, ты знаешь, нет на свете Блаженства прочного: ни знатный род, Ни красота, ни сила, ни богатство, Ничто беды не может миновать. И он же, столкнувшись с безумием Мельника, рассуждает не менее убедительно: Страшно Ума лишиться. Легче умереть. На мертвеца глядим мы с уваженьем, Творим о нем молитвы. Смерть равняет С ним каждого. Но человек, лишенный Ума, становится не человеком. Напрасно речь ему дана, не правит Словами он, в нем брата своего Зверь узнает, он людям в посмеянье... Наряду с такой, житейски-доступной мудростью, Пушкин разрабатывал и линию глубинных осмыслений человеческого бытия. Склонность к этому обнаружилась у него очень рано. Уже в четырнадцати-пятнадцатилетнем возрасте он являл себя в стихах совершенно развитым человеком. И тогда же среди шутливой "легковейности" начинают мелькать первые блики возвышенной медитативности. Один из них - в стихотворении "Сраженный рыцарь" (1815), где погружение в глубины сознания предваряется пейзажным вступлением соответствующей настроенности: очень серьезно, с медлительной величавостью. Последним сияньем за лесом горя, Вечерняя тихо потухла заря, Безмолвна долина глухая; В тумане пустынном клубится река, Ленивой грядою идут облака, Меж ими луна золотая.






У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение по теме Универсализм Пушкина, Пушкин



Популярные сочинения