А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Северянин > Игорь Северянин – поэт серебряного века
Игорь Северянин – поэт серебряного века - сочинение
Тонкий знаток и строгий критик В. Я. Брюсов писал: «Не думаю, чтобы надобно было доказывать, что Игорь Северянин – истинный поэт. Это почувствует каждый, способный понимать поэзию, кто прочтет “Громкокипящий кубок”». О талантливости Северянина писали А. Блок, Ф. Сологуб, О. Мандельштам, М. Горький, В. Маяковский, А. Толстой.
   Северянин начал писать стихи в 8 лет и называл их «поэзами».
   Слава пришла к Северянину после выхода в свет его сборников «Громкокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском» (1913–1915). Стихи поэта имели мало общего с западным футуризмом. В них возникают причудливые образы «фарфоровых гробов», «олуненных оленей», «муаровых платьев», «ягуаровых пледов». Поэтический мир Северянина проступал в интерьерах дымных ресторанов, будуаров, где царят легкая любовь и праздник. Таков, например, его «Шампанский полонез»:

     
    Шампанское, в лилии журчащее искристо, —
    Вино, упоенное бокалом цветка.
    Я славлю восторженно Христа и Антихриста
    Душой, обожженною восторгом глотка!
     

   Нередко Северянина воспринимали как «легкого» поэта, стихи которого служат лишь развлечением. Но от внимательного читателя не ускользало понимание поэтом исторических сдвигов эпохи. В стихотворении «Увертюра» среди пышных фраз, воссоздающих интерьер ресторана, находим четко сформулированную цель автора: «Я трагедию жизни претворю в грезо-фарс…»:

     
    Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
    Удивительно вкусно, игристо, остро!
    Весь я в чем-то норвежском! весь я в чем-то испанском!
    Вдохновляюсь порывно! и берусь за перо!
     

   Северянин первым ввел в обиход авторское исполнение стихов с эстрады. Он называл свои выступления перед публикой «поэзоконцертами». Поэт не читал стихи, а пел их. Он объехал всю страну, собирая на свои концерты толпы восторженных поклонниц.

     
    Позовите меня – я прочту вам себя,
    Я прочту вам себя, как никто не прочтет…
    Кто не слышал меня, тот меня не постиг
    Никогда – никогда, никогда – никогда!
     

   Своей шумной славой поэт не тяготился. Скорее, наоборот. Северянин знал, что он талантлив, и не считал нужным скромничать. Мотивы избранничества, культа собственного «я» часто становились поводом для очередной поэзы:

     
    Мой стих серебряно-брильянтовый
    Живителен, как кислород.
    О, гениальный! О, талантливый! —
    Мне возгремит хвалу народ.
    Я – я! Значенье эготворчества —
    Плод искушенной Красоты.
     

   Широкому читателю Северянин запомнился строчками из «Эпилога» к первой книге его «поэз» «Громкокипящий кубок»:

     
    Я, гений Игорь Северянин,
    Своей победой упоен:
    Я повсеградно оэкранен!
    Я повсесердно утвержден!
     

   Безмерной радостью жизни наполнено стихотворение «Не мне в бездушных книгах черпать…». Поэт выступает против разрушающего воздействия общества и среды на чистую душу человека. Он доверяет своей интуиции художника в деле познания красоты мира. Сухие, оторванные от жизни ученые книги не могут дать настоящего счастья:

     
    Не мне в бездушных книгах черпать
    Для вдохновения ключи, —
    Я не желаю исковеркать
    Души свободные лучи!
    Я непосредственно сумею
    Познать неясное земле…
    Я в небесах надменно рею
    На самодельном корабле!
    В моей душе такая россыпь
    Сиянья, жизни и тепла,
    Что для меня несносна поступь
    Бездушных мыслей, как зола.
     

   Пытаясь сохранить от посягательств свой внутренний мир, поэт с максимализмом юности отказывается и от учителей в поэтическом мастерстве, и даже от культуры с ее ценностями, что соответствовало установкам футуризма:

     
    Не мне расчет лабораторий!
    Нет для меня учителей!
    Парю в лазоревом просторе
    Со свитой солнечных лучей!
    Какие шири! дали! виды!
    Какая радость! воздух! свет!
    И нет дикарству панихиды,
    Но и культуре гимна нет!
     

   Стихотворение «Когда ночами…» представляет собой зарисовку-настроение. В нем отражен характерный для творческой манеры Северянина переход одного чувства в другое и природный оптимизм. Начавшись с грустных нот, к концу оно становится жизнеутверждающим:

     
    …А сердце плачет, а сердце страждет,
    Вот-вот порвется, того и ждешь…
    Вина, веселья, мелодий жаждет,
    Но ночь замкнула, – где их найдешь?
    Сверкните, мысли! Рассмейтесь, грезы!
    Пускайся, Муза, в экстазный пляс!

    И что нам – призрак! И что – угрозы!
    Искусство с нами – и Бог за нас!..
     

   Радостью, восторгом и восклицательными знаками наполнено стихотворение «Весенний день». Герой весел, молод, влюблен, готов обнять весь мир, его душа рвется и поет:

     
    Скорей бы – в бричке по ухабам!
    Скорей бы – в юные луга!
    Смотреть в лицо румяным бабам!
    Как друга, целовать врага!
    Шумите, вешние дубравы!
    Расти, трава! Цвети, сирень!
    Виновных нет: все люди правы
    В такой благословенный день!
     

   И. Северянин объявлял себя поэтом-историком. У современников эти заявления вызывали улыбки, поскольку «историзма» творчество Северянина не содержало. Однако в его стихах отражались определенные стороны жизни. Биография поэта становится стержнем, на который нанизывается все остальное содержание:

     
    Родился я, как все, случайно…
    Был на Гороховой наш дом.
     

   Точность автобиографических деталей прослеживается и в поэме «Падучая стремнина»:

     
    Я вспоминал свою любовь былую,
    Любовь души двенадцативесенней,
    К другой душе пятью годами старше, —
    Я вспоминал любовь к кузине Лиле,
    Смотря на эти, милые когда-то
    По детским впечатлениям места…
     

   Поэт называет настоящее имя своей двоюродной сестры. Кроме того, его стихи имеют точную датировку с указанием числа, месяца, а иногда и места, где они были созданы. Северянин-поэт, таким образом, избрал себя в качестве объекта исследования.
   Стремясь уйти от трагедии надвигающейся революции, поэт придумывает волшебную страну Миррэлию, названную так в честь восхищавшей его поэтессы-современницы Мирры Александровны Лохвицкой. В этой идеальной стране все живут по законам любви и гармонии с природой. Это край «ландышей и лебедей», двенадцати «принцесс»,

     
    Где нет ни больных, ни лекарства,
    Где люди не вроде людей…
     

   Стихи о Миррэлии находили отклик в душах читателей, также ощущавших наступление исторических катаклизмов. В них отразились невозможность повлиять на ход событий, стремление укрыться от революционных бурь.
   Тема любви – широчайшая в лирике Северянина. Ей посвящены такие стихотворения, как «Примитивный романс» и «Стансы». Лирический герой тоскует о возлюбленной. Его обращения к ней наполнены ласковой нежностью, тоской разлуки, уверениями в любви:

     
    Моя ты или нет? Не знаю… не пойму…
    Но ты со мной всегда, сама того не зная.
    Простишь ли ты мои упреки,
    Мои обидные слова?
    Любовью дышат эти строки,
    И снова ты во всем права!
     

   Северянин известен как виртуоз стихосложения. Он создал множество неологизмов, но это не усложнило смысл его стихов. Поэт сознательно не принимал ничего усложненного, трудного и заумного:

     
    В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка,
    У хорошенькой ласточки переломана лапочка, —
    Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю»…
     

   Простота, искренность и цельность составляют одну из черт поэзии Северянина. Он воспевал любовь, радость бытия, природу, прекрасную в своем совершенстве.

     
    Проснулся хутор.
    Весенний гутор
    Ворвался в окна… Пробуждены
    Запели – юны —
    У лиры струны.
    И распустилась сирень весны.
     

   Поэт всегда подчеркивал, что он «вне политики», называл себя «соловьем без тенденций». В начале марта 1918 года он уезжает в далекий эстонский поселок и принимает эстонское гражданство. В России в это время начался голод, царила смута. Северянин превратился в эмигранта, утратил родину, былую славу, остался без средств к существованию. Большое место в его поэзии стала занимать тема утраченной родины:

     
    Стала жизнь совсем на смерть похожа:
    Все тщета, все тусклость, все обман.
    Я спускаюсь к лодке, зябко ежась,
    Чтобы кануть вместе с ней в туман…
    Чтоб целовать твои босые
    Стопы у древнего гумна,
    Моя безбожная Россия,
    Священная моя страна!
     

   Поэтическое наследие Игоря Северянина, с его яркими красками, умением радоваться жизни и создавать эту радость, с его проникновенной сыновней любовью к родине, оставило значительный след в развитии русской поэзии Серебряного века.





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Игорь Северянин

Игорь  Северянин


Сочинение по теме Игорь Северянин – поэт серебряного века, Северянин


  РМобильная версия