А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Современная русская литература > Беседа на тему «от красоты познания к творчеству» (Для учащихся 15 16 лет)
Беседа на тему «от красоты познания к творчеству» (Для учащихся 15 16 лет) - сочинение


Задачи: познакомить учащихся с понятиями «красота науки», «эстетика учебной деятельности»; раскрыть взаимосвязь художественного и научного познания мира; рассказать о путях формирования творческих способностей, эстетического восприятия научных фактов; развивать стремление к познавательной деятельности, эстетическое отношение к учебе, Ход подготовки: 1 . Предварительно провести опрос учащихся назовите свой любимый предмет, что вас в нем привлекает? В чем, по-вашему, красота таких наук, как физика, математика, химия? Умеете ли вы видеть красоту научных фактов, явления природы? Назовите свое увлечение, помогает ли оно вам в учебе. При каких условиях изучение точных наук доставляет вам удовольствие? 2. Двум-трем учащимся подготовить сведения о творческой деятельности некоторых ученых, обратив внимание на следующие вопросы: что побудило ученого заняться изучением проблемы? Как познавательный интерес и увлечения в свободное время определили жизненный путь и направления исследований ученого? В чем видел ученый красоту науки и процесса мышления? Как работал над собой? (Китайгородский А. И Физика — моя профессия. М.. 1965; Кузнецов Б. Т. Творческий путь Ломоносова М. 1956 и др ) 3 Двум учащимся подобрать и разучить стихотворения. 4. Подготовить игры на развитие воображения, образного мышления, творческих способностей (см.: Минский Е. М. От игры к знаниям. М., 1982; Кель О. С., Терский II Н. Игра «Конкурс смекалки» в школе. М., 1960 и др ) 5 Написать плакаты: «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии» Д. Эйнштейн. «... между логикой исследователя природы и эстетическим чувством ценителя ее красот есть какая-то внутренняя органическая связь». К. А Тимирязев. «Великая поэзия нашего века - это наука с удивительным расцветом своих открытий, своим завоеванием материи, окрыляющая человека, чтоб удесятерить его деятельность». Э. Золя План-конспект беседы: I. Поэзия науки. 1. Вступительное слово классного руководителя; о целях и задачах беседы, роли пауки в жизни человека, об отношении учащихся к учебным дисциплинам, их представлениях о красоте науки (используются материалы проведенного опроса) 2. Выступление ведущего (им может быть учитель-предметник) : О красоте науки и научной деятельности ученые, педагоги и писатели высказывались неоднократно. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что во всякой науке есть эстетический элемент. У А. С. Пушкина мы находим утверждение, что вдохновение нужно в поэзии так же, как и в геометрии. Д. И. Менделеев был убежден: опыт должен быть не только поучителен и верен, но также красив и привлекателен. Красоту видимую, которую мы ощущаем в природе, распознать проще. Она проявляется в яркости красок неба, цветовых и звуковых явлениях, в симметричности форм тел живой и неживой природы, в ритмичности происходящих процессов. А как оценить красоту невидимую, скрытую в законах, теориях, формулах, определениях? «Радостное и вдохновенное чувство испытываешь, -- писал А. Эйнштейн, - видя проблему изложенной кратко и живо, во всем ее разнообразии и во всех ее связях». Американский физик Дж. Томсон считает, что «ощущение большой красоты возникнет в том случае, если теория способна охватить на первый взгляд очень разрозненные явления и показать их тесную связь». Среди других эстетических критериев научных теорий и законов можно выделить следующие: простота и изящество внешнего выражения теории, которое заключено в формуле или определении, информационная полнота, состоящая в широте охвата разнообразных явлений; минимальность понятий, лежащих в основе теории Примеры таких законов и теорий, закон всемирною тяготения, теория относительности, теория строения атома и др Ученые считают, что сам процесс познания истины, ее доказательства может быть эстетическим «Главным моим наслаждением в течение всей жизни. -- писал Ч. Дарвин, — была научная работа» Эстетика процесса познания заключается в ясности, четкости и последовательности развития мысли, в строгой доказательности, простоте, оригинальности, в изяществе полученного решения, сделанного вывода. Сам творческий процесс носит эстетический характер. Смелость мысли, яркость догадки, оригинальность гипотезы, нестереотипность мышления, радостное чувство поиска истины характерны для научного творчества 3 Выступления 2 - - 3 учащихся: краткие сообщения о - пюрческой деятельности некоторых ученых (например, А. Эйнштейна, II Кюри. Д И. Менделеева, И В. Курчатова, С. П. Королева). П. Серьезен ли спор о «физиках» и «лириках»? 1. Выступление классного руководителя (о единстве научного и художественного мышления в творчестве ученых, деятелей литературы и искусства). Несколько лет назад на страницах печати шел спор: какую роль играет искусство в научном творчестве ученых и может ли художник, поэт, писатель обойтись без знаний основ наук? Попытаемся и мы разобраться в этом. Ч. Дарвин в своей автобиографии расценивал утрату им способности в старости наслаждаться поэзией, живописью и музыкой, как утрату счастья, так как это вредно отражается на умственных способностях и нравственных качествах ученого. Д. И. Менделеев. И В. Курчатов, Л. Д. Ландау считали, что искусство помогает им развивать интерес к науке, пробуждает жажду творчества, эмоциональное отношение к проблеме Рассуждая о том, почему искусство обогащает ученого, П. Бор писал, что причина «заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». Искусство для ученых - стимулятор эвристической способности, образного мышления, источник эстетических чувств Велико значение науки для обогащения искусства К Г. Паустовский считал, что в любой области человеческого знания заключается бездна поэзии. «Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звездного неба, -- писал Паустовский, — если бы они хорошо знали астрономию!» Ученые эпохи Возрождения сознательно опирались па достижения анатомии, геометрии. Знание законов перспективы, строения тела, изучение природы позволяло им творить шедевры в области живописи, архитектуры, скульптуры. (Через эпидиаскоп демонстрируются зарисовки черепа человека, сердца, анатомические этюды, ботанические зарисовки Леонардо да Винчи. См Дитякин В. Леонардо да Винчи. М, 1959, Дживелегов А. Леонардо да Винчи. М., 1969; Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М., 1955) Ученый и художник XV века Леон Баггиста Альберти писал о своем трактате, посвященном живописи: «Ты увидишь три книги, и в первой, чисто математической, из глубинных корней природы возникает это прелестное и благороднейшее искусство» Примеры обогащения поэзии наукой можно встретить в стихах М. В. Ломоносова, И. В Гете, Р. Тагора, В. Брюсова, У. Уитмена, советского ученого А. Л. Чижевского и др. На стыке науки и литературы возник самостоятельный жанр научно-художественного творчества - научно-художественная литература. 2 Выступления учащихся, читают стихотворения VI В Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру. .» и А. Л Чижевского «Солнце», «Космос», «Лобачевский» и др. III. Учение и творчество Выступление классного руководителя: Что нужно для того, чтобы увидеть красоту изучаемых в школе наук, ощутить радость познания? Во-первых, развитое воображение, фантазия, образное мышление. Мы проведем несколько игр для развития ваших творческих способностей, например, «Защита фантастических проектов», «Сказка стала былью» и др IV. Учение с увлечением. Классный руководитель знакомит учащихся с рекомендациями но эстетическому самовоспитанию и научной организации трупа (см.: Бондаревский В. Ь. Беседы о самовоспитании. М., 1976; Русаков Б. А. НОТ школьника. М., 1976; Соловейчик С Учение с увлечением. М. 1979. Чирва А Н. Учить учиться М, 1977). План дальнейшей работы: 1 Организовать встречу с рационализаторами и изобретателями на тему: «Как рождаются открытия?» 2. Провести практическое занятие на тему: «НОТ школьника». 3. В классном уголке оформить рубрики: «Мир наших интересов», «Внимание! Любопытные факты». 4. Провести беседу на тему. «По следам научных открытий» (см.: Мещанский В. Н., Савелова Г.. В. История физики в средней школе. М., 1981; Орлов В Трактат о вдохновенье, рождающем великие изобретения Изд. 2-е, М,, 1980).