А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Творчество Ваянского - сочинение


Творчество Ваянского 70-х годов в основном еще не выходит за пределы романтического мировоззрения и имеет подражательный характер. В 1874 г. Ваянский сдал экзамены на адвоката, а через год вступил в брак с Евой Добровиц, которая вместе с тем стала и его соратницей в национально-патриотичной деятельности. Переломными в биографии Ваянского были годы службы в австро-венгерской армии, в частности в частях, которые в 1878 г. правительство отправило для оккупации Боснии и Герцеговины. Вопреки своим убеждениям и сочувствию к угнетенным южнославянским народам, писатель вынужден был выступить против них с оружием в руках. Сложные чувства, которые в это время пережил писатель, отобразились в стихах, которые составили книгу «Татры и море» («Tatry a more», 1879). Частично сюда вошли и стихи предыдущих лет. Книга состоит из 7 разделов. Ее основные темы — это тема родины и тема страданий братских славянских народов. Эта тематика, в целом, была традиционной уже с предыдущей романтической поэзии, но новаторство Ваянского состояло в том, что он освободил ее от абстрагированной символики и аллегоризма. Наиболее оригинальным на фоне тогдашней словацкой поэзии стал цикл «Ядранские письма», в которых Ваянский воссоздал свои впечатления и чувства, связанные с пребыванием в Боснии и Герцеговине. Книга «Татры и море» стала первым значительным литературным успехом Ваянского, именно благодаря ей он получил широкую литературную популярность. Этот успех дал Ваянскому возможность не возвращаться к адвокатской деятельности, и с того времени он полностью отдался литературе. В 1880 г. Ваянский стал главным редактором литературного журнала «Словенские взгляды», который издается и в наши дни. Как редактор этого журнала, Ваянский решительно порвал с романтическими традициями, утверждая в словацкой литературе реализм. Новая ориентация Ваянского, в частности, проявилась в работе «Критические письма», которую он написал вместе с другим писателем — Йозефом Шкультети. «Критические письма» стали литературно-эстетичной программой реализма. Тот реализм, который исповедовал Ваянский, в современной Чехии называли «идеальным». Идеальный реализм требовал от писателей, чтобы сочинение не сводилось лишь к демонстрации отрицательных явлений жизни, чтобы он уравновешивал эти отрицательные явления определенными положительными идеалами, которые мог и должен был взять на вооружение читатель. В 1880—1883 годах Ваянский создал цикл рассказов «Картинки народной жизни», в которых изобразил быт и жизнь разнообразнейших общественных прослоек: крестьян, лесорубов, рабочих. Со временем Ваянский обратился в своем творчестве к изображению высших общественных кругов, от которых, по его мнению, в первую очередь зависело решение кардинальных проблем национальной жизни и будущего словаков. В 80-х годах свои патриотичные и морально-этические идеалы Ваянский воплотил в образах словацких интеллигентов, в частности художников, музыкантов, воспитателей в богатых семьях. В центре внимания писателя два типа. Первый — это тип интеллигента-просветителя, патриота, который помогает онемеченным и замадъяризованным словакам вернуться в лоно своего народа. Второй — это тип оторванного от реальной жизни мечтателя, который, несмотря на весь свой фанатичный патриотизм, не может реально воплотить в жизнь ни одного полезного дела. Этих героев Ваянский вывел в новеллах и повестях «Лилия» (1880), «Душевный покой» (1881), «Две сестры» (1882), «Летающие тени» («Letiace tiene», 1883). Основным сочинением этого периода творчества Ваянского стал роман «Сухая ветвь» («Suchiratolest», 1884). Сухой ветвью Ваянский называет земан, т.е. обедневших словацких дворян, к которым принадлежит главный герой произведения Станислав Рудопольский. Основной идейный замысел писателя состоял в том, чтобы показать процесс возрождения словацкого патриотизма в душе дворянина, который уже почти оторвался от национальных основ. Этим дворянином в произведении выступает Рудопольский, который попадает в среду деятельных и сознательных патриотов, заинтересованных в возрождении родного края. В 1885 г. Ваянский издал небольшой поэтический сборник «Из-под ярма» («Zpod jarma»), посвященный преимущественно теме угнетенной родины, тяжелой жизни простых людей. В 1890 г. вышла из печати его последний поэтический сборник «Стихи» («Verse»). Основная тема этого сборника — искусство, которое Ваянский вместе с родным языком прославляет как национальное наследие, которое способно выстоять вопреки всем гонениям и притеснениям. После шестилетнего перерыва в прозаичном творчестве. Ваянский создал повести «Чудаки» (1890), «Ураганом страстей» (1891), «Весенние заморозки» (1891). Последние значительные прозаические произведения Ваянского — это романы «Пустоцвет» (1893—1894), «Корень и побеги» («Когей a vyhonky», 1895-1896), «Котлин» («Kotlin», 1901). Все они, прежде всего, отобразили пессимистические настроения Ваянского, разочарованного в тех псевдогероях, которые чаще всего были патриотами на словах. Приметным в этом аспекте является уже само название одного из романов — «Пустоцвет», который, по словам автора, является «изображением, очень жизненным и реальным, словацких неудачников, именно тех, к сожалению, кто и благородный, и честный». В этот период в прозе Ваянского на первый план выступает идея необходимости сохранения национальных корней. Эта идея стала центральной в романе «Корень и побеги». В произведении изображена история трех поколений семьи Древанских, крестьян по происхождению, которые со временем стали представителями разных социальных прослоек. С того времени, как от семьи отмежевались и пошли разными путями старшие представители семьи, начался ее распад. Симпатии автора на стороне продолжателя традиций прошлого — Само Древанского, землевладельца, который еще не потерял связей с патриархальными обычаями. Его дом, в котором живут его жена, дети, внуки, рабочие, — это словно цитадель национальных, простонародных традиций.




Еще сочинения из раздела Современная русская литература