А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Сочинение по картине > Урок подготовки к сочинению по картине И И Шишкина «Рожь» (5 класс)
Урок подготовки к сочинению по картине И И Шишкина «Рожь» (5 класс) - сочинение


Цели урока: 4. Познавательные: – Дать понятие о реалистической живописи, об искусствоведческом понятии «пейзаж». 5. Практические: - Формировать умение описывать пейзажи, создавать текст-описание по картине, составлять план описания. - Обогащать речь учащихся именами прилагательными. - Учить школьников использовать эмоционально-выразительные средства языка. 6. Общепредметные: - Воспитывать эстетический вкус, интерес к изобразительному искусству и к творчеству художника И. И.Шишкина. Оборудование: репродукции картин И. И.Шишкина «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали», «Дорога в Сокольниках». Список литературы: 1) Зельманова Л. М. Репродукции картин для развития речи на уроках русского языка и литературы//РЯШ 1996, №4. 2) Пахнова Т. М. Дидактический материал для подготовки к сочинению//РЯШ 1997, №5. 3) Сычугова Л. П. «Как сердцу высказать себя?» (Развитие речи при обучении сочинению-описанию картины)//РЯШ 2001, №3. План урока: 8. Оргмомент (1 мин.). 9. Психологическая подготовка к работе (1 мин.). 10. Постановка целей урока (беседа; 2 мин.). 11. Слово учителя о художнике. (2 мин.). 12. Рассматривание картины (2 мин.). 13. Анализ картины (беседа; 21 мин.). 14. Систематизация и запись рабочих материалов (составление опорной таблицы на доске и в тетради; 10 мин.). 15. Подбор клише (4 мин.). 16. Составление плана сочинения (2 мин.). 17. Домашнее задание (1 мин.). Ход урока: I Оргмомент. II. Психологическая подготовка к работе: Ребята, сегодня на уроке мы будем заниматься очень интересным делом: готовиться к написанию сочинения по картине. И обратимся мы с вами к картине «Рожь» прекрасного русского художника И. И.Шишкина. III Постановка целей урока: - Как вы думаете, в чем особенность сочинения по картине? (Описать словами то, что художник изобразил красками). Что для этого нужно? (Уметь подобрать точное слово, понять замысел художника. Чутко воспринимать произведение изобразительного искусства). IV Слово учителя о художнике: Иван Иванович Шишкин – великий русский художник второй половины 19 века. Знаменит своими пейзажами, которые прорисовывал всегда с фотографической точностью. Самые известные его работы: «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали», «Дорога в Сокольниках». Картину «Рожь зрители впервые увидели в 1878 году на VI выставке передвижников. Передвижниками называли себя жудожники-реалисты под руководством Н. Крамского, которые ездили по миру и показывали людям свои картины. Они были против так называемой «Академической» живописи, предписывающей изображать только традиционные библейские сюжеты. V Рассматривание картины: Теперь посмотрим на картину Шишкина «Рожь». Какие чувства вызвала у вас картина? (Чувство спокойствия ощущения величия природы). VI Анализ картины: - Что изображено на картине? (Рожь, сосны, тропинка во ржи). - К какому жанру относится эта картина? (Пейзаж – живописный жанр, изображающий природу). - Как вы думаете, только ли пейзаж написал Шишкин? (Нет, он изобразил красоту и богатство родной природы). - А какое время года изобразил художник? (Осень или конец лета, так как созрела рожь). - А что прежде всего бросается в глаза на этой картине? (Контраст между золотой рожью и темными соснами). - Вообще сосны во ржи никогда не растут. Но посмотрите, как все реалистично, как все детально выписано. Колосья, уходя вдаль, соединяются с небом в линию горизонта. Опишите эти колосья. (Тонкие, ломкие, длинные, зрелые). - А что растет вдоль тропинок? (Обычная трава). -Она темна зеленая, гармонирует с соснами и оттеняет рожь. Подберите прилагательные для описания ржи. (Золотая, солнечная, обильная, богатая, яркая). - Если приглядеться, в море ржи можно увидеть красный платок крестьянки, словно плывущий по волнам. Кажется ли человек чужим, одиноким в этом пейзаже? Нет, человек здесь очень органичен. Ведь это он обработал поле, вырастил рожь, это его повозка сделала во ржи колею). - Но человек здесь не угнетает природу. Какие элементы Дикой природы мы видим на картине? (Сосны, не тронутые рукой человека). - Какие эти сосны? (огромные, могучие, высокие, уходящие кронами в небо, древние, величественные, богатырские). - Шишкин показывает здесь одновременно величие природы и величие человека. Что вы теперь чувствуете, глядя на картину. (Жаркое позднее лето, свобода, умиротворенность). VII Систематизация и запись рабочих материалов (составление опорной таблицы на доске и в тетради): План наблюдения Рабочие материалы РОЖЬ КОЛОСЬЯ ТРОПИНКА СОСНЫ НЕБО ПЛАТОК ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ КАРТИНЫ Золотая, солнечная, яркая, светлая, сияющая, обильная, волнующаяся как море, бескрайняя, богатая, щедрая. Тонкие, ломкие, длинные, склоняются к земле. Заросшая, убегает, теряется во ржи. Огромные, могучие, как великаны, уходящие кронами в небо, подпирающие небо, древние, величественные, богатырские. Голубое, высокое, чистое, ясное, светлое, прозрачное, глубокое. Красный, яркий, плывет, виднеется, теряется. Величие родной природы, простор и мощь, жара, спокойствие, свобода. VIII. Подбор клише: 1) Закончите предложения: А) На картине Шишкина изображена (золотая и обильная рожь). Б) Она создает впечатление (колышущегося моря). В) Отдельные колосья (изображены очень четко, склоняются к земле под своей тяжестью). Г) на втором плане изображены (могучие сосны, уходящие своими кронами в небо). Д) Небо еще голубое, но (чувствуется приближение дождя). Е) По морю ржи (плывет вдали красный платок крестьянки). 2) Составьте восклицательные предложения: Какие величественные сосны! Какая обильная рожь! Какое высокое, чистое небо! IX. Составление плана сочинения: 1) Море ржи на картине И. Шишкина. 2) Тропинка – след человека в мире природы. 3) Платок крестьянки. Единение человека и природы. 4) Второй план: сосны – богатыри, подпирающие небо. 5) Мое отношение к изображаемому. X. Домашнее задание: Написать сочинение по картине И. И.Шишкина «Рожь». Самостоятельно придумать название сочинения, подобрать эпиграф. Конспект урока по русскому языку студента филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета Кильдяшова Михаила Александровича.