А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Идея служения художника народу в поэзии Леси Украинки
Идея служения художника народу в поэзии Леси Украинки - сочинение


Никто не может выбирать время, в которое живет, и народ, из которого ведет свой род. Лесе Украинке суждено было быть дочерью народа, который страдал от чужого гнета, и творить в таких условиях, когда этот гнет препятствовал социальному и культурному развитию родного края. Поэтому литераторы считали за обязанность своим творчеством прислужиться национальному и духовному освобождению народа. Мотив роли поэта и поэзии в общественной жизни Родины часто случается в творчестве многих предшественников Леси Украинки. «...возвеличу малых рабов тех немых. Я на стороже около них поставлю слово», — писал Тарас Шевченко. Леся Украинка не осталась в стороне этой проблемы. Во многих стихотворениях она декларирует свое стремление служить родному народу своим страстным словом: «И все-таки к тебе мысль несется, мой загубленный, несчастный народ», «Украина! плачу слезами над тобой...». По глубокому убеждению Леси Украинки, поэт может и должен сделать свой талант, своя одаренность оружием в борьбе за духовное освобождение народа, за улучшение его положения, за права, за лелеяние его культуры и достойного национального самосознания: Слово, моя ты единственное оружие Мы не должны погибнут оба! Может, в руках неизвестных братьев Станешь ты лучшим мечом на палачей. Со всей силой своей пламенной натуры Леся Украинка презирала «придворное» искусство, часто отмечая: творческое вдохновение, истина, которую ищет настоящий художник, не должна зависеть от бумажника. Эта мысль широко развернута в ее поэме «Древняя сказка». Главный герой произведения, поэт, олицетворяет тех настоящих художников, которые не продавали за сомнительные барские милости своего умения и совести. Он владеет значительно больше богатством. Его творческое воображение может рисовать ему дворцы в сто раз пышнее тех, которыми утешается барство. Поэт владеет вовек не доступной им силой — сокровищами слова. А слово может много сделать: способно вызывать любовь и ненависть. Насмешка, скрытая в нем, труса сделает смелым. Жало, спрятанное в нем, заживит разбитое сердце. Поэтому пока правитель Бертольдо разумно правил страной, талантливое слово поэта склоняло к нему людей, получило для него любовь любимой девушки, поддерживало победоносный дух его войска, спасало от досадного поражения в битве с бусурманским захватчиком. Но когда жажда заступила ум повелителя, слово поэта восстало против его произвола и разбудило неповиновение в сердцах подчиненных Бертольда. Зря господин пытался укротить вольнолюбивый дух крамольного певца, зря подкупал его сказочной роскошью. Если художник настоящий, его Муза не умеет брать фальшивые ноты, петь чужим голосом, врать в обмен на барскую ласку. Поэт знает, что ожидает его за бунтарство, к чему приведет отказ стать придворным певцом «его светлости». И все-таки он говорит слугам графа: Золотых не хочу лавр С ними счастье не получу. Как я ими увенчаюсь То поэтом уже не буду. ... Не поэт, кто забывает О страшных народных ранах Чтобы себе на свободные руки Золотые надеть кандалы! Не будет ошибкой сказать, что образ поэта из «Древней сказки» напоминает саму Лесю Украинку. Все ее стихотворения, от первого до последнего, продиктованы сердцем, ни в одном не пошла она против совести. А слово Леси Украинки, как любое талантливое слово и как искусство вообще, имеет еще одно свидетельство своей силы: над ним не властное время. Оно пронизывает десятилетие за десятилетиями и всегда находит отзыв в сердцах людей.






У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочин