А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Импрессионизм в искусстве
Импрессионизм в искусстве - сочинение


Актуальность темы в современной практике преподавания музыки в общеобразовательных школах, знакомство детей с импрессионизмом почти не осуществляется. Между тем, сочинения композиторов импрессионистического направления с их яркой, красочной звуковой палитрой и живописно-зримыми, запоминающимися образами могли бы быть более активно задействованы в школьном обучении. Они способны не только привлечь внимание учащихся к одному из интереснейших историко-художественных течений в искусстве, но и всячески стимулировать детскую творческую фантазию. Безусловно, импрессионизм - понятие достаточно сложное, и детальное полное раскрытие его школьниками не является обязательным. Но абсолютно проходить мимо него в процессе обучения было бы неверно, поскольку останется неосвещенным значительный этап исторического развития в музыке, ведущий к постижения современного искусства. Поэтому соприкосновение с музыкальным импрессионизмом, хотя бы в плане формирования общего представления о нем, нам видится необходимым. Нельзя сказать, что сочинения импрессионистов совершенно не представлены в известных на сегодня программах для общеобразовательных школ. Так, в программе Ю. Б. Алиева знакомство с ними осуществляется в контексте изучения стилей и художественных направлений. Но, во-первых, на изучение импрессионизма отводится сравнительно небольшое количество времени: во-вторых, круг предложенных произведений, на наш взгляд, сложен для детского восприятия. Сочинения композиторов импрессионистов включены и в Программу Д. Б. Кабалевского. Он привлекает их в качестве материала для слушания в средних классах. Темы, в аспекте которых рассматриваются произведения К. Дебюсси и М. Равеля не выстраиваются в единую систему. Безусловно всего три образа не смогут сформировать у школьников чувства стиля, что является одной из задач авторской Программы. Обращает на себя внимание и Программа музыкально-эстетического воспитания Н. А. Терентьевой. Автор уже во втором классе знакомит учеников с музыкой импрессионистов, привлекая на помощь другие виды искусства. Ни в одной из названных программ нет обращения к произведениям, адресованных детской аудитории, а ведь именно они в первую очередь могли бы быть использованы - причем не только для характеристики импрессионистического стиля в рамках цикла занятий, посвященных одной обобщающей теме, вполне возможно их органичное включение в самые разнообразные темы школьной программы. Учебно-методических разработок, которые бы непосредственно касались освещения музыки импрессионистов в практике преподавания в школе практически нет. Нам удалось познакомиться только с одной работой подобного рода - методическим пособием Е. Е. Абрагиной "Музыка К. Дебюсси в художественном постижении мира школьниками"(1) . Описанной ситуацией объясняется выбор темы нашей дипломной работы: "Детская фортепианная музыка К. Дебюсси и М. Равеля в практике музыкального образования". Цель настоящей дипломной работы состоит в том, чтобы используя музыку К. Дебюсси и М. Равеля в опытной работе по музыкальному воспитанию детей, показать целесообразность ее введения в школьную программу в большом объеме. Объект исследования - ученики 6-7 классов школы N 7 г. Перми (с углубленным изучением иностранных языков) . Предмет исследования - музыка К. Дебюсси и М. Равеля (в особенности их детские фортепианные произведения) . Задачи исследования: 1. Характеристика местоположения импрессионизма в системе музыкальных историко-художественных стилей. 2. Выявление сущности течения "импрессионизм" и особенностей воплощения его эстетики в музыке (на примере творчества К. Дебюсси и М. Равеля) . 3. Рассмотрение детских фортепианных циклов К. Дебюсси ("Детский уголок") и М. Равеля ("Моя матушка гусыня") . 4. Анализ и обобщение известных на сегодня программ по музыке для общеобразовательной школы и методической литературы, посвященной знакомству школьников с сочинениями импрессионистов. 5. Проверка путем опытной работы своих теоретических предположений о необходимости расширения круга произведений К. Дебюсси и М. Равеля, изучаемых в условиях программ по музыке для общеобразовательных школ. Методы исследования: поиск, анализ и обобщение литературы по данному вопросу: музыкально-теоретический анализ произведений композиторов-импрессионистов,: опытная работа, включающая в себя анкетирование, музыкальную викторину. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля, в частности детские фортепианные произведения, обделены вниманием в школьных программах по музыке. Варианты знакомства с сочинениями импрессионистов в каждой из 3-х программ, по которым работают школьные учителя музыки (Н. А. Терентьевой, Ю. Б. Алиева, Д. Б. Кабалевского) , на наш взгляд, могли бы быть более углубленными и результативными. Поэтому новизна нашей работы заключается: 1) в попытке пополнить небольшой на сегодня опыт преподавания импрессионизма в музыке, 2) в показе возможных вариантов включения этого материала в школьную программу. Практическая значимость нашей работы состоит в том, что выводы и результаты, которые мы надеемся получить, будут способствовать более активному обращению к музыке К. Дебюсси и М. Равеля в условиях работы в общеобразовательной школе. Те материалы и выводы, к которым мы приходим могут оказаться полезными для школьной практике преподавания. Гипотеза. Представление о стиле музыкального импрессионизма у школьников средних классов формируется лишь в процессе постепенного приобщения учеников к этому искусству. Первая ступень в его постижении - знакомство с фортепианными сочинениями К. Дебюсси и М. Равеля для детей. Оно составляет некую основу для подключения в дальнейшей работе более сложных оркестровых произведений этих композиторов.