А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Украинское литературоведение ХХ века
Украинское литературоведение ХХ века - сочинение


Уже в первые десятилетия XX столетия в украинском литературоведении работали такие известные исследователи, как С. Ефремов, М. Грушевский, А. Крымский, М. Зеров, П. Филипович, М. Драйхмара, Л. Билецкий. С литературоведческими трудами выступали Леся Украинка, М. Дашкевич, М. Коцюбинский, В. Стефаник, А. Чайковский и другие. Одним из самых известных отечественных литературоведов начала XX века был Сергей Александрович Ефремов (1876—1939 гг.). Его фундаментальный труд «История украинского писательства» (IV издание, в 1924 г.) выгодно отличалась от всех известных до сих пор трудов подобного типа, а именно О. Огоновского («История литературы русской», 1887— 1894 гг.), И. Франко («Очерк истории украинско-русской литературы», в 1910 г.) 924. Возняка («История нашей литературы», 1920—1924 гг.), Б. Лепкого («Набросок истории нашей литературы», 1909—1911 гг.) 924. Зерова («Новое украинское писательство», в 1924 г.). В предисловии к главному труду своей жизни С Ефремов утверждал: «История писательства является история идей, а не книг, и через то с произведений писательства до нее могут входить только те, которые составляют не­минучий этап в идейном процессе литературного развития, что обозначенные печатью творчества и таланта. Этим самым выходит за пределы истории писательства все, что ни содержанием, ни формой, не может служить кольцом в цепи литературного развития, не обозначенное печатью творчества, — вся та пена в писательстве, которое выплывает на верх и пропадает, никакого следа не оставив. Такой литературный балласт имеет свою цену для библиографии, для статистики писаной или печатной бумаги, но истории писательства делать с ним нет чего». Основы такого подхода к анализу развития литературы заложены в идеях немецкого научного работника Гатнера, который став основоположником так называемой исторической школы в литературоведении. «Писательство у каждого народа имеет огромный вес как выражение творческой силы нации, с одной стороны, и международного единения и влияний, из второго. Каждое национальное писательство, испытывая заметные и незаметные влияния от другого писательства, все-таки органично переделывает и превращает их и обнаруживает тем самым натуру данной нации, ее идеалы и стремления, ее интересы и потребности. Писательство в целом везде выступает защитником обиженных, утешением от жизненной будничности, — той утехой, которая поднимает дух человеческий, приучая его не за быстротечное и будничное болеть, а добывать высокое и вечное из окружающей жизни, зажигает его тем святым неудовлетворением современностью, непрестанно гонит человечество вперед и дальше — все вперед и дальше», — такую характеристику дал С. Ефремов писательству, чрезвычайно высоко оценивая его роль в историческом развитии своего народа. Одним из первых в отечественном литературоведении С. Ефремов предложил собственную периодизацию литературного процесса в России: сутки национально государственной самостийности (от самых древних времен до конца XIV ст.); сутки национально государственной зависимости (конец XIV — конец ХVIII ст.); время национального возрождения (конец XVIII ст. — до наших времен). Другой, не менее весомой фигурой в истории украинского литературоведения первых десятилетий XX столетия является Михаил Сергеевич Грушевский (1866—1934 гг.). Его фундаментальный труд «История нашей литературы» (1923—1927 гг.) — «не только образец исследования известного в 20-х гг. свода старой нашей литературы (последний ее том завершается осмыслением литературного процесса Украины на грани XVII—XVIII ст.), а прежде всего, ключ к действительно научному прочтению словесного творчества народа, реставрации ее истоков и родословной, анализа устного и письменного наследства украинских авторов». Принципиально новым в подходах М. Грушевского до истории литературы своего народа есть то, что он ее истоки видел не в XIV или XV веке, как считало немало русских литературоведов в дореволюционные времена и их последователи в советские времена, а намного раньше. Анализируя украинский фольклор, разнообразные его жанры (обрядовые песни, легенды, фантастические сказки, присказки, магические сказания, заклинания и тому подобное), ученый пришел к выводу, что устное народное творчество украинцев зародилось еще в IV—IX веках нашей эры. Именно она стала праосновой письменной литературы, которая существует из X— XI веков. П. Кононенко отмечает: «Достаточно ознакомиться с разделами глав: поэзия и слово, поэтический образ в слове, богатство синонимов в примитивных языках, поэзия и ритм, забава и труд, пространственный и часовой ритм в творчестве, начала пластики и тоники, „настроение» значения хора и танца, магическое значение ритма, а дальше — песня индивидуальная и коллективная, главные приметы родоплеменного строя, дифференциация поэзии в связи с ее различиями и дифференциацией общественной, социальной и культурной обстановкой украинского творчества, главные моменты в развитии нашей словесности и циклы ее традиций, интернациональное и национальное — и станет очевидной новаторская суть метода исследования». Глубина анализа, широта охватывания фактического материала, меткость наблюдений, над текстами дает основание для утверждения, что М. Грушевский является творцом украинского системного литературоведения, которое пользуется разными прин­ципами анализу (текстологичным, биографическим, культурологичным, социологическим, историко-сравнительным, лингвистическим, этико-философским, психологическим, эстетичным и тому подобное). Осуществление ученым анализа отечественной литературы свидетельствует, что он понимал ее как историю эволюции достаточно развитой художественной системы, эстетично богатой за содержанием и национальной за формой. Среди достижений украинского литературоведения первых десятилетий XX века следует отметить работу историко-филологического отдела Всенашей Академии наук (ВУАН). Отделом со времени его основания в 1919 году было выдано 20 выпусков «Записок», позже «Сборников», и ежеквартальника «Украина», выпуск которых прекратился после утверждения тоталитарных порядков в РОССИЯ в конце 20-х — на по­чатку 30-х годов. Развитию отечественного литературоведения способствовало создание в Харькове Института Тараса Шевченко (в 1926 г.), который позже стал Институтом нашей литературы им. Т. Г. Шевченко АН Украины (в настоящее время Институт литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины). Ученые этого научно-исследовательского учреждения занимались изучением исторического развития национальной литературы, психологии творческого процесса, эстетики художественного слова, углублено анализировали творческое наследство классиков, в частности Т. Шевченко, И. Франка, Леси Украинки. Высокую оценку среди научных работников получили труды из поэтики «Наука стихосложения» Б. Якубского, «Язык и поэзия» Б. Навроцкого, «Как строить рассказ» М. Йогансена, «Поэтика новеллы» Г. Майфета. В высших учебных заведениях работали перспективные молодые литературоведы М. Зеров, П. Филипович, М. Драйхмара, которые продолжали традиции старших поколений украинских ученых. Их научные достижения были выразительно представлены такими трудами, как «Новое украинское писательство» (в 1924 г.), «К источникам» (в 1926 г.), «От Кулиша до Винниченко» (в 1929 г.) М. Зерова, «Шевченко и декабристы» (в 1926 г.), «Пушкин, в нашей литературе» (в 1927 г.), «Из новейшего украинского писательства» (в 1929 г.) П. Филиповича, «Леся Украинка» (в 1927 г.) M. Драйхмари. В эмигрантских кругах Праги высокой оценки добился труд Л. Билецкого «Основы нашей литературно-научной критика» («Попытка литературно-научной методологии») (в 1925 г.).






У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Сочинения по зарубежной литературе

Сочинения по зарубежной литературе


Сочинение по теме Украинское литературоведение ХХ века, Сочинения по зарубежной литературе



Популярные сочинения