А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Сочинения по зарубежной литературе > Этические трактаты Грасиана Моралеса
Этические трактаты Грасиана Моралеса - сочинение
Родился в арагонском поселке Бельмонте неподалеку от родины своего любимого поэта Маршала, города Калатаюда, в семье врача. Три его брата и сестра приняли монашество. И Бальтасара также готовили к духовной карьере. Жизненный путь его был нелегким. Получил начальное образование в коллегии иезуитов в Толедо и продолжал обучение в сарагоской коллегии этого же ордена.

В мае 1691 г. вступил послушником в иезуитский «испытательный дом» в Таррагоне, который функционировал в режиме суровой бедности. Изучал теологию и философию. Его литературные дебюты — два некролога братьям по ордену. Делал достаточно быстрые успехи: стал помощником ректора сарагоской коллегии, потом преподавателем латинской грамматики в Калатаюде, в котором на три тысячи жителей приходилось девять мужских и три женских монастыря, вел курс «моральной теологии» в каталонской Лериде (1631— 1633) и курс философии в Валенсии, которая считалась испанской Сорбонной (1633-1636).

В обязательных для членов ордена характеристиках непременно подчеркивался его нелегкий характер. Лишь в 35 лет он был допущен к «принятию четырех обетов» — бедности, целомудрия, смирения и полнейшего послушания. Через год Грасиан-И-Моралес получил должность проповедника и исповедника при иезуитской коллегии в Уеску — культурном центре Арагона. Там он вошел в светское общество литераторов и книголюбов, получил влиятельных покровителей. С того времени начался период его литературного творчества.

В 1637 г. в Калатаюде вышел первый моральный трактат Грасиана-и-Моралеса «Герой» («El heroe»), который был одобрительно встречен и трижды переиздан еще при жизни Грасиана-и-Моралеса: в 1639,1640 и 1646 гг. В 1645 г. был сделан его французский перевод, а в 1652 г. — английский. Появились литературные произведения: «Французский герой» (1645), «Португальский герой» (1670). В двадцати главах трактата толковались двадцать важнейших, приоритетных (primores) качеств человека, который претендует на осуществление великих дел, — Героя. Это были скрытность, самообладание, проникновенность — качества, возвышенные исключительно барочной традицией, которые приобрели специфическое значение в XVII ст. Многие из анализируемых качеств и понятий развивались вслед за ренессансной этикой: вкус, воля, умение отбирать лучшее и создавать новое.

Второе произведение Грасиана-и-Моралеса — «Политик» («El politico»), которое вышло в 1640 г. в Сарагосе, задумано как продолжение и практическая иллюстрация «Героя», но оказался слабым. Нечасто бывали удачными попытки связать идеалы с земной человеческой жизнью.

В 1642 г. вышел из печати трактат-антология «Остроумие» («Arte de ingenio, tratado de la Agudeza»), который в расширенном издании приобрел дополнительный подзаголовок «Искусство утонченного ума»(«Agudeza, в arte de ingenio»). Это произведение стало своеобразным манифестом барокко, который аппелировал к интуиции и противостоял «Поэтическому искусству» Н. Буало как манифеста классицистической рациональности. К решению поставленной задачи — освещению проблемы остроумия — Грасиан-и-Моралес взялся скорее как ученый, чем как писатель. В своем трактате он попробовал разграничить два эти разные способа познания — научный, подчиненный правилам (preseptos), и художественный, подчиненный художественному вкусу (gusto). Грасиан-и-моралес стремился дать ключ к искусству острого ума и вместе с тем утверждал, что «острые мысли были скорее произведениями творческого порыва, чем мастерства». Грасиан-и-Моралес определил остроумие как мастерство, высшее, чем диалектика — искусство правильного построения соображения, — и чем риторика — искусство создания красноречивых творений. «Утонченный ум, в отличие от здравого смысла, не удовлетворяется одной лишь истиной, но стремится к красоте». Грасиан-и-Моралес подчеркивает, что одним из обязательных свойств остроумия является скорость ума — способность сопоставить различные предметы или явления быстро, без разбора: «Мастерство остроумия состоит в утонченном объединении, в гармоническом сопоставлении двух или трех далеких понятий, связанных общим актом ума».

В 1646 г. в Испании вышел из печати новый этический трактат Грасиана-и-Моралеса «Здравомыслящий» («Еl discreto»), который преодолевает иллюзии «Героя», более связанный с современностью и содержит противопоставление «воли» (природы) и «ума» (духа), а также возвеличивает «благоразумие» — непрестанно усиленное внимание к себе и окружающему миру.

В 1647 г. был опубликован сборник оригинальных афоризмов «Карманный оракул, или Искусство благоразумия»(«El Oraculo manual в arte de prudencia») — популярнейшее произведение Грасиана-и-Моралеса, в котором в трехстах афоризмах рассматривается и иллюстрируется антиномия природы и ума. При этом к каждому тезису добавляется название, в котором отображена его тема: «5. Пусть в тебе нуждаются »; «8. Господство над своими страстями — признак высочайшего величия духа»; «48. Насколько человек глубокий, настолько он личность»; «54. Быть благоразумно отважным»; «69. Не подвергаться банальному непостоянству расположения духа»; «40. Уметь отвечать отказом»; «84. Получать пользу от врагов»; «80. Не всему верить»; «76. Не нужно всегда говорить остроты»; «120. Жить, не споря с возрастом».

Язык Грасиана-и-Моралеса афористический: «Жизнь человека — борьба с происками человека»; «Нет высшей власти, чем власть над собой». В этих афоризмах емко выразились многие постулаты первых трактатов Г.-и-М. Иногда его афоризмы парадоксальные. Так, давая определение одной из основоположных категорий эстетики — вкуса, Грасиан-и-Моралес пишет: «Для вкуса, как и для ума, необходима культура. Кто тонко ощущает, тот острее стремится к лучшему. Глубина понимания распознается по высоте стремлений».

Трактаты о поведении Грасиана-и-Моралеса объединяют в себе черты средневековых и ренессансных трактатов, различие между которыми было подчеркнуто А. Веселовским в работе «Из истории личности». Целиком в традициях Возрождения он попробовал дать общее описание анализируемому явлению, но сбивался на рассмотрении конкретных ситуаций и старался сформулировать правила, возвращаясь к средневековой традиции. Кроме такого объединения двух подходов к созданию трактатов о правилах поведения, в его произведениях есть черты полно новые, присущие лишь XVII ст.: смешанность при описании того или иного явления научного, рационального подхода с интуитивным, присуща больше искусству; попытка систематизировать анализируемые понятия, как в средневековье, но у Грасиани-и-Моралеси научность уже не была наукообразностью, а художественность не служила для затемнения смысла.

Литературная слава Грасиана-и-Моралеса возрастала, но усложнялось его положение в обществе и особенно в ордене, поскольку он публиковал свои произведения без санкций ордена, что было запрещено. Вдобавок, он взял на воспитание незаконнорожденного ребенка своего друга и был подмечен в самовольном отпущении грехов, т.е. в отсутствии пасторской суровости. В 40-х гг. Грасиан-и-Моралес расширил круг своей деятельности: он стал армейским проповедником на каталонском фронте, он вдохновлял воинов, и солдаты прозвали его «Отцом Победы».

Последние десять лет своей жизни Грасиан-и-Моралес работал над самым большим своим произведением, философским романом «Критикон» («El criticon»). Грасиан-и-Моралес составил описание жизненного пути человека, который накапливает жизненный опыт и становится мудрее на этом пути. Этим он снова развивал ренессансные идеи приоритета исследовательского знания над книжным. Герой романа — Критило — старался опираться на свой ум, понимая, что мир непостоянен и правила также нестабильны. Опора на свой острый ум, как показало Возрождение, часто приводила к неудачам, поражениям и была просто опасной, как были опасными и для окружающих, и для него самого поступки хитроумного идальго Дон Кихота. Грасиан-и-Моралес начинает поиски контроля над острым умом. Но формы такого контроля носят довольно непонятный, условно-символический характер: падают стены Дворца без дверей, на героя проливается божественный свет прозрения. Условность, аллегоризм тех испытаний, которые ожидают героя, соотносят произведение с бестселлером XVII ст. — «Путем Паломника» (1684) Дж. Беньяна.

Одни лишь названия глав романа свидетельствуют об этом: «Большой Театр Мироздания», «Стремнина жизни», «Вход в Мир», «Фонтан обманов», «Болото разврата», «Вооружение мужества».

В романе Г.-и-М. оказывается обобщенным весь его писательский опыт. Он стремится к полному и систематизированному охвату жизненных ситуаций, в которых человека ждут разнообразнейшие испытания. Он, как и раньше, старается быть афористическим, кратким и делит главы романа, которые он называет кризами, на подглавы, каждой из которых дает свое название. Грасиан-и-Моралес продолжал размышлять об отличиях между образованностью и настоящей ученостью. Так, во второй части романа у него появляется раздел «Притворная ученость», где речь идет о лицемерном солдате: «В голове у него из текстов намешано тесто. Учит их неутомимо и без наименьшего сомнения выдает чужие мысли за свои, поэтому и покупает книжки».

Роман состоит из трех больших частей, в каждой из которых изображен определенный этап жизни человека: от прихода в мир людей через осмысление того, что происходит, к получению права отправиться на Остров Бессмертия.





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Сочинения по зарубежной литературе

Сочинения по зарубежной литературе


Сочинение по теме Этические трактаты Грасиана Моралеса, Сочинения по зарубежной литературе


  Мобильная версия