А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Сочинения по русской литературе > А теперь скажите что значит само слово «олимпиада»
А теперь скажите что значит само слово «олимпиада» - сочинение


Правильно, оно связано с названием горы Олимп в Греции. В VI классе вы познакомились с античными богами - Зевсом, Афиной, Афродитой, Посейдоном, Аполлоном, Аресом. Их образы навечно остались в мировой культуре. Имя Афины осталось в названии столицы Эллады, бог солнца и искусства Аполлон правит четверкой коней на фронтоне Большого театра в Москве. Эти боги, согласно мифам, жили на вершине Олимпа и назывались олимпийскими. Именно в их честь и были учреждены древними греками Олимпийские игры в VIII веке до н. э., в то самое время, когда, по преданию, жил Гомер. Проводимые раз в четыре года, они становились торжеством мира и доброй воли. К участию в состязаниях допускались только свободные люди, не запятнанные преступлениями. Олимпиада делала их почти равными богам! Они выступали обнаженными, это была священная нагота прекрасного человеческого тела. Недаром по-гречески слово "гюмнас" означает "нагой, добродетельный, искусный" и пр. Отсюда и наши слова "гимнаст", "гимнастка", а также "гимназия" - школа гимнастики и добродетели. Обо всем этом у нас много писали и говорили во время Олимпийских игр 1980 года, проходивших в Москве,- см., например, книгу Ю. Шанина "Олимпийские игры и поэзия эллинов" (Киев, 1980). Нам важно показать школьникам, что спорт в истоках своих есть действительно священное дело мира и сотрудничества народов, благородная игра физических и духовных сил человека ради гармонического развития каждого в отдельности и всех нас в целом. С интересом ознакомятся школьники по книге Рабле, как занимался разносторонним гуманитарным и физическим развитием великан Гаргантюа, а если есть в школе фехтовальная секция, неплохо будет устроить соревнования в честь датского принца Гамлета, погибшего от отравленной шпаги Лаэрта. А теперь поговорим о нравственном воспитании. Разного рода "правильные" мероприятия не дают ожидаемого эффекта, потому что молодежь, как известно, ненавидит поучения и реагирует на них отрицательно. Вспомним сорванца Тома Сойера и его брата Сида, аккуратного чистюлю. Ясно же, на чьей стороне симпатии детей! Печальный парадокс, однако, заключается в том, что героические усилия учителей, милиции, родителей, общественности по воспитанию школьников сопровождаются в последние годы ростом детской преступности. Что же все-таки происходит? Здесь не место заниматься социологическим анализом, который, конечно же, необходим. Мы обратимся к проблеме только в литературном аспекте. В четвертой главе говорилось, как однобоко рассматривают у нас в школе образы Гавроша и Гекльберри Финна, стыдливо умалчивая о том, что эти юные герои живут воровством. Куда резче пишет об этом известный советский писатель Варлам Шаламов в книге "Очерки преступного мира", созданной на основе горького личного опыта автора, сидевшего много лет в лагере на Колыме. Он пишет: "Художественная литература всегда изображала мир преступников сочувственно, подчас с подобострастием. Художественная литература окружила мир воров романтическим ореолом... Это педагогический грех, ошибка, за которую так дорого платит наша юность"1. Далее писатель гневно обрушивается на Гюго и его роман "Отверженные", на "Записки из Мертвого дома" Достоевского и "Воскресение" Толстого, на рассказ Горького "Челкаш" и пьесу Н. Погодина "Аристократы" о так называемой "перековке" уголовников на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Можно предположить, что, если бы Шаламов ознакомился с романами бывшего рецидивиста, а ныне советского писателя Ахто Леви, он раскритиковал бы и знаменитые "Записки Серого Волка". Вообще, позиция, заявленная Шаламовым, не нова. Еще до нашей эры греческий трагик Софокл пишет пьесу "Эдип-царь", заглавный герой которой, невольно став преступником, горько раскаивается в содеянном и суро во наказывает себя сам. Английский писатель XVIII века Филдинг в сатирическом романе "Жизнь Джонатана Уайльда Великого" заклеймил этого реально существовавшего вора и скупщика краденого. Вместо уныло-назидательных бесед о вреде и тяжелых последствиях противозаконных де