А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Сочинения по русской литературе > КМК в годы Великой Отечественной войны
КМК в годы Великой Отечественной войны - сочинение
Цель: знакомство с историей КМК и литературным творчеством кузбассовцев во время Великой Отечественной войны

Задачи:

1. Расширить и углубить знания учащихся по истории и литературе родного края;

2. Формировать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественными произведениями;

3. Пробудить чувство гордости за своих земляков, воспитывать уважение к истории и литературе родного края.

Форма урока: интегрированный урок

Структура урока: поэтапная, на каждом этапе доминирующая проблема - война, человек, мир, память, ветераны.

Метод: частично-поисковый, ретроспектив-ный методы как способ учебной работы; словесные, наглядные, самостоятельная работа как методы организации учебно-познавательной деятельности; в качестве стимулирования и мотивации создается эмоционально-нравственная ситуация.

Методические приемы: сообщения учащихся, беседа, выразительное чтение, элементы анализа текста, комментарии учителей

Подготовительная работа:

1) подготовить доклады на тему «КМК в годы войны»;

2) провести экскурсию на Бульвар Героев и научно-технический музей КМК, подготовить сообщения о героях-земляках, сражавшихся с немецкими захватчиками.

3)подобрать стихотворения наших земляков о войне.

Оборудование: магнитофонные записи песен военных лет; фотографии героев-земляков, поэтов-фронтовиков, панорама КМК, исторические документы, фонограмма сообщения Левитана о начале войны.

ХОД УРОКА

1. Вступительная часть – настрой на положительную мотивацию урока.

Учитель истории. Сегодня у нас необычный урок – истории и литературы одновременно. Тема его – «КМК в годы Великой Отечественной войны». Мы познакомимся с историей комбината и литературным творчеством кузбассовцев во время Великой Отечественной войны.

2. Основная часть.

Тихо звучит музыка «С берез неслышен, невесом слетает желтый лист...»

Учитель литературы. В городах и селах Кузбасса шла мирная жизнь, полная трудового напряжения, счастливого ожидания. Но дыхание, надвигавшейся войны ощущалось все сильнее, вызывая тревогу в сердцах наших людей. И вот гроза разразилась... 22 июня 1941 года тревожно заговорил громкоговоритель у заводского туннеля (Звучит запись сообщения Левитана). Война. Не хотелось верить в то, что кончилась мирная жизнь.

Учитель истории знакомит с выступлением Народного комиссара иностранных дел В. М. Молотова (фоном звучит песня «Священная война»). См. Приложение. Документ.

- Что вам известно о работе КМК в годы войны?

Учащиеся. Выступление с сообщением о работе КМК в годы войны. См. Приложение 2

Учитель литературы. Каждый делом доказывал свою любовь к Отечеству. Война - это разрушительная сила, которая меняет судьбы людей, историю страны и целого мира. Такой была Великая Отечественная война. О войне много было написано, рассказано и показано. Много лирических и прозаических произведений было написано о войне и в годы самой войны и после нее.

- Какие стихотворения вы можете сегодня прочитать на уроке?

Ученик. Чтение стихотворения А. Павловского:

Легкий шум, услышав, может,

Выйдешь на крыльцо,

Почтальон в газету вложит

Это письмецо.

Поглядишь на мелкий почерк,

Что-то незнаком,

Сдавит сердце тяжесть строчек,

В горле встанет ком.

Но не плачь, собравшись с силой,

Овладей собой, ты прочти

О том, как милый

Шел в последний бой.

Если вдруг тебе напишут,

Что из боя не вернулся,

Что упал и встать не мог,

Все равно не плачь.

Ты не плачь о том, не надо,

Не помочь беде,

Нужно мстить немецким гадам

В битве и в труде.

Близок день, победу справим,

Жизнь забьет вокруг.

Будет отдан вечной славе

Твой любимый друг.

Будет снова мир на свете,

Радостные дни,

Ты мои, вот эти строчки

Бережно храни.

Чтобы после моей смерти,

Вынув иногда,

Вспомнить, вспомнить,

Вспомнить друга, грозные года.

Учитель литературы. Это стихотворение, написанное в годы войны, ярко передает переживания лирического героя, его печаль о близких. Судьба героя тесно связана с судьбой самого автора.

- Что вы знаете об авторе этого стихотворения? Сохранилась ли память о Павловском Алексее?

Ученик. Рассказ о Павловском А.

Преподаватель Сибирского металлургического института в годы Великой Отечественной войны ушел на фронт. Был летчиком, командиром воздушно-десантного батальона. После ожесточенного боя на Днепровском плацдарме был ранен, попал в плен. Фашисты зверски пытали капитана, но военной тайны он не выдал. Тогда изверги сожгли его живым на медленном огне. Посмертно Алексей Павловский был награжден звездой Героя Советского Союза. Стихи, которые были только что прочитаны, были написаны им 15 июня 1943 года, в день, когда он получил приказ готовить свой третий воздушно-десантный батальон к боям за Днепр. В нашем городе названа в честь него улица.

Учитель истории. Мы всегда должны помнить о людях, отдавших свою жизнь за свободу и светлое будущее нашей страны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет жить вечно в наших сердцах и в нашей литературе. Мы должны знать, какой ценой был завоеван мир, как народы нашей страны избежали угрозы физического уничтожения. Наш город и его люди принимали участие в освобождении нашей Родины.

-О каких подвигах земляков вы можете рассказать?

Ученик. Сообщение о подвигах наших земляков. См. Приложение 3

Учитель литературы. Мы с вами узнали, что практически в каждой семье воевали мужчины: дедушки и прадедушки. Силы им придавала вера в праведное дело, мысль о близких, о доме, хорошая песня после тяжелого боя, письма, которые бойцы писали в передышках между сражениями. Иногда писались и стихи. В стихах бойцы передавали свои настроения, чувства, они должны были вселять надежду и веру. Таким образом, у стихотворений, написанных в годы войны, была агитационно-публицистическая на-правленность. Но все-таки мысль о доме, о будущем всегда присутствовала в стихах. М. Бу-равлев надел солдатскую шинель в самом начале войны. Он прошел славный боевой путь, участвовал в форсировании Дона, участвовал в бою под Прохоровкой, сам уничтожил семь вражеских танков, стал Героем Советского Союза. Одно из его стихотворений звучит так.

Ученик. Чтение стихотворения учеником.

Ни сини безбрежной.

Ни звонкой тальянки.

Лишь стылая грусть в воспаленных глазах,

Теплевших, когда чужеземные танки

Сгорали на волжских, на курских полях.

У пушки, присев после боя устало,

Нередко мечтал о другом я тепле...

Так прожито мало. Так прожито мало

На этой святой и жестокой земле.

В степях, где огня не выдерживал камень,

Мечталось о книге, что сам напишу,

О деревце том, что своими руками

Однажды, дожив до весны, посажу.

Учитель истории. В то время как кузнечане сражались с фашистами на поле боя, рабочие КМК дрались с врагом у доменных и мартеновских печей, у пультов прокатных станов. «Всё для фронта, всё для победы!» - этим лозунгом жили работники комбината все четыре года и совершали трудовые подвиги.

-О каких трудовых подвигах вам известно?

Ученики. Сообщения учащихся о «солдатах» тыла. См. Приложение Учитель литературы. О родном заводе, о его вкладе в борьбу с врагом писал бывший редактор «Кузнецкого рабочего» Доронин Г. А., добровольцем ушедший на фронт. Погиб в августе 1943 года.

Ученик. Чтение стихотворения.

КМК

В небо льётся дым рекою,

Трубы смотрят в облака.

Если спросишь: что такое? –

Отвечают: КМК.

Торопясь, шагают люди –

Их видать издалека.

Если спросишь : вы откуда?–

Гордо скажут: с КМК.

Мчат с металлом эшелоны,

Снегом крытые слегка,

И на каждом на вагоне

Мелом надпись: КМК.

Танк выходит на полянку –

Бьют по немцам два стрелка.

И броня на этом танке

Нашей марки: КМК.

Разметал снаряд фашистов –

Где нога, а где рука...

И летит другой со свистом

Наш «гостинец», КМК.

И в походе, и в полете

Сталь кузнецкая крепка.

В кораблях и в самолетах

Марки стали КМК.

Над страной висит опасность,

Враг силен еще пока.

Плавьте больше первоклассной

Нашей стали КМК!

Учитель истории. На знамени Кузнецкого металлургического комбината имени В. И. Ленина четыре ордена, и один из них боевой – Кутузова 1 степени. Три награды кузнецкие металлурги получили за выполнение важнейших оборонных заказов в годы Великой Отечественной войны. Танки из кузнецкого металла воевали на полях Белоруссии, освобождали Польшу, били фашистов в Берлине. Один такой танк – «тридцатьчетверка», изготовленная из стали КМК, вернулся на родной завод.

Учитель литературы. Отгремело эхо войны, но и сегодня наши поэты в своих стихах вспоминают те суровые дни.
Ученик. Чтение стихотворения Г. Дика «Бульвар героев».

- О чем это стихотворение?

- Какие ощущения вызывает авторская картина действительности?

(Учитель вместе с учениками приходит к выводу, что тема памяти народной о трагических событиях прошлого волнует современного человека, тема эта в стихах поднимается до значения бытийного.)

Ученик. Чтение стихотворения Г. Дика «У меня умирает отец».

- Каким настроением проникнуто это стихотворение?

- Какие вопросы поднимает автор в своем произведении?

2. Заключение.

Учитель литературы. Мы все сегодня понимаем, что уроки прошлого должны служить настоящему. «Человечество, - писал В. Быков, автор книг о войне, - осознает собственный опыт главным образом через искусство и литературу, и значение этого осознания сейчас велико, как никогда прежде. Наука доказала свою способность уничтожать жизнь на земле, но сейчас ясно, что спасти ее она не в состоянии. Спасти человечество может лишь его высокая нравственность».

Сейчас тех, кто вынес и пережил войну сам, с каждым днем становится все меньше и меньше. Но чем дальше, тем живее и величественнее герои войны развернутся в нашей памяти, и не раз сердце наше захочет пережить священный, трагичный и героический эпос тех дней, когда страна воевала от мала до велика. История и литература сохранят эти дни в памяти народа.

Методические рекомендации

Учитель может провести этот урок в форме семинара-исследования, смысл которого заключается в приобретении, распространении и частичной реализации знаний с привнесением в этот процесс компонентов научного исследования.

Семинар-исследование осуществляется в три этапа.

Первый этап – подготовительная работа. В нее входит:

- постановка задачи;

- определение исходной проблемы исследования;

- планирование и организация семинара.

Задача семинара базируется на «четырёх китах»: осмысление, целенаправленное приоб - ретение и углубление знаний; реализации воспитательной, практической и методической функций при изучении темы семинара.

Завершением подготовительного этапа является разработка плана занятия. В него входят:

- организационные вопросы;

- участие в работе исторических и литературных группах.

Второй этап семинара-исследования – собственно обсуждение темы.

Третий этап семинара-исследования – заключительный. Этот этап включает решение традиционных задач: подвести итоги; сориентироваться на последующую работу. Учитель оценивает действия учащихся на семинаре.





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Сочинения по русской литературе

Сочинения по русской литературе


Сочинение по теме КМК в годы Великой Отечественной войны, Сочинения по русской литературе


  Мобильная версия