А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Сочинения по русской литературе > Контрольные вопросы с выборочными ответами к разным темам
Контрольные вопросы с выборочными ответами к разным темам - сочинение
    Вспомните, в каких произведениях, прочитан­ных вами в 5 классе, героями были дети.

    Вы познакомились с героями-ровесниками в отрывке из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого — «Петя Ростов», в повес­ти «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, в повести-сказке «Аня в Стране чу­дес» В. В. Набокова, в рассказе «Васютки­но озеро» В. П. Астафьева.
    Проверьте своих одноклассников. Расскажите эпизод из известного произведения от лица героя-ребенка. В классе должны определить автора и название произведения, а также имя героя.

    Мы предлагаем вам познакомиться с от­ветами ваших ровесников.

    «Я летела вниз и вниз. Рядом были сте­ны колодца. Я очень удивилась тому, как легко и быстро лечу. Но мне хотелось ско­рее оказаться на твердой почве».

    «Передо мной было большое озеро. По нему плавали утки. Они почему-то меня совсем не боялись. Я выстрелил, и две из них упали на воду».

    Итак, кто рассказчик? В первом отрыв­ке мы встретились с Аней из повести-сказ­ки В. В. Набокова, она летит между стен­ками волшебного колодца. Во втором — Васютка стоит рядом с озером, которое по­том назовут его именем (В. П. Астафьев «Васюткино озеро»).
    Чувства и переживания какого из юных героев вам были понятны и даже близки?

    Приводим ответы шестиклассников.

    «Как-то летом я заблудился в лесу, по­этому мне понятны переживания Васют­ки. Я тоже не струсил».

    «Когда я читал о Пете Ростове, то слов­но был сам в партизанском отряде и испы­тал те же чувства, которые переполняли героя».

    «Мне очень нравится Аня. Она такая смелая, добрая и любознательная. Я ее по­нимаю».
    Каким, на ваш взгляд, мог быть ваш ровесник, живший в эпоху создания мифов?

    Вот как ответил на этот вопрос один ученик.

    «Наш ровесник, который жил в эпоху создания мифов, то есть очень давно, когда жизнь человека была короткой, был более взрослым и мир вокруг оценивал по своим наблюдениям и по тем представле­ниям, которые были у людей, окружаю­щих его. Силы природы, животные и рас­тения представлялись ему одушевленны­ми существами. Он, конечно, верил в героев и события, о которых рассказыва­ли взрослые. Эти истории и были впослед­ствии названы мифами».
    Как вы думаете, можно ли фольклорные про­изведения разделить на детские и взрослые? Ответ аргументируйте.

    Произведения фольклора всегда люби­ли и взрослые и дети. Однако часть этих произведений создана специально для де­тей. Это сказки, загадки, считалки, ско­роговорки. Взрослые знакомили с ними детей, да и дети узнавали их друг от дру­га. Но были произведения, которые знали и любили и взрослые и дети. Это послови­цы и поговорки, песни, частушки, анек­доты. И дети и взрослые использовали эти произведения, потому что они помогали им в их трудовой жизни, в развлечениях и, конечно, в игре.

    Мы думаем, вы без труда приведете примеры использования фольклорных произведений в различных жизненных ситуациях.
    Представьте себя персонажем одного из про­изведений, прочитанных в прошлом году. Опишите свои действия и взаимоотношения с другими ге­роями.

    Некоторые ваши одноклассники пред­ставили себя рядом с Васюткой, чтобы то­му не было так страшно блуждать в тайге. Другие захотели заставить самого Тома Сойера красить забор.

    Одна ученица представила себя снежин­кой из стихотворения К. Д. Бальмонта. Вот ее рассказ: «Я веселая, белоснежная, и вокруг меня вьются другие снежинки. Мы все разные, но все же похожи друг на друга. Мы весело танцуем, и в этом тан­це все такие ловкие и смелые».
    Какие вопросы поднимал в своих произведе­ниях А. Д. Кантемир?

    Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744) был убежденным сторонником про­свещенной монархии и теории «естествен­ного права», т. е. равных прав людей пе­ред законом, полученных при рождении человека. Свои взгляды он высказывал в произведениях разных жанров, главным из которых была сатира, т. е. развернутое стихотворение обличительного содержа­ния. Он обличает невежество представите­лей разных слоев общества, начиная от безграмотного помещика до одного из высших церковных иерархов, противни­ков петровских преобразований, мечтаю­щих повернуть вспять развитие страны («На хулящих учение. К уму своему»). Те­ория «естественного права» защищается им в сатире «Филарет и Евгений. На за­висть и гордость дворян злонравных», в которой обличению подвергаются дворя­не, кичащиеся своей родословной, заслу­гами предков перед отечеством, но прово­дящие сами свою жизнь в праздности и погоне за собственными удовольствия­ми, с презрением относящиеся к крестья­нам и выходцам из незнатных родов.

    Значительную роль в творчестве Кан­темира играет сатира «О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому», в которой поэт утверждал, что характер человека не зависит от природы, его фор­мирует воспитание. Велика ответствен­ность родителей за воспитание своих детей. Нельзя при этом забывать, что «пример наставления всякого сильнее».

    Основную задачу воспитания Кантемир видел в том:
    Чтобы сердце, страсти изгнав, младенчее
    зрело
    В добрых нравах утвердить, чтоб через то
    полезен
    Сын твой был отечеству, меж людьми
    любезен
    И всегда желателен: к тому все науки
    Концу и искусства все должны подать
    руки.

    Как видим, Кантемир выражает взгля­ды, близкие и другим писателям-классицистам. В. Белинский высоко оценивал эту сатиру и рекомендовал заучивать ее наизусть всем вступающим в брак.

    В других сатирах высмеиваются такие пороки, как наглость, страсть к сплетням. Интересен образ временщика в пятой са­тире.

    Свои эстетические взгляды Кантемир высказал в сатире, названной им «О опас­ности сатирических сочинений. К музе своей». Основной принцип сатиры он фор­мулирует афористично: «Смеюсь в сти­хах, а в сердце о злонравных плачу». Не­смотря на то что сатиры вызывают раз­дражение в обществе и создают угрозы благополучию автора (и этому есть под­тверждение в биографии Кантемира), он заявляет, что никогда не прекратит рабо­ту в этом жанре, потому что пишет «по должности гражданина».
    За какие идеалы ратовал А. П. Сумароков?

    Александр Петрович Сумароков (1717-1777) - выдающийся писатель и теоретик русского классицизма. В своих произведениях, особенно трагедиях, он выступал против деспотизма, являясь сто­ронником просвещенной монархии, что с особой силой проявилось в «Димитрии Са­мозванце». Димитрий не потому заслужи­вает свержения с престола и кары, что он самозванец, а потому, что он тиран. Иде­альным правителем страны для писателя оставался Петр I, монарх-преобразователь. В «Слове похвальном о государе Петре Ве­ликом» Сумароков писал: «До времени Петра Великого Россия не была просвеще­на ни ясным о вещах понятием, ни полез­нейшими знаниями, ни глубоким учени­ем; разум наш утопал во мраке невежест­ва… Вредительная тьма разума приятна была, и полезный свет тягостен казался… Возмужал Великий Петр, и взошло солн­це, и мрак невежества рассыпался. Обма­нулись невежи и упрямцы, с суеверами, возбудителями своими, в мерзкой своей надежде…» Для верховного правителя, по Сумарокову, должно быть превыше всего благо его подданных, он неукоснительно должен соблюдать законы и не поддаваться своим страстям. Это его государствен­ные, социально-политические убеждения. Однако Сумароков, как мы уже сказали, выступал как теоретик классицистиче­ского искусства. В «Эпистоле о стихотвор­стве» (эпистола — род послания) он рато­вал за строгое соблюдение норм эстетики классицизма: строгое деление литературы на роды и жанры, их назначение в обще­стве, за соответствие жанров определен­ным литературным стилям, за единство сюжетного действия, времени и места в драматическом произведении.

    В комедиях и эпиграммах Сумароков осмеивал пороки общества и человеческой личности, вел литературную полемику со своими оппонентами.
    Вместе с одноклассником создайте диалог о своем отношении к последней прочитанной вами книге. Пусть остальные ученики послушают вас и да­дут на его основании вашу речевую характеристику.

    Для обсуждения можно использовать произведение, которое вы читали на уро­ках и хотите еще раз обсудить. Например, возможен разговор о том, как было вос­принято появление «Хоббита» (вспомните 5  класс!) да еще и в связи с целым циклом киноэпопей о Властелине Колец. Можно поспорить о книге, по которой создан фильм, например о «Гарри Поттере».

    Оценить речь говорящего, то есть дать речевую характеристику, можно, ответив на вопросы.

    Как звучит речь (плавно или отрывис­то, гладко или с ненужными паузами)?

    Удачен ли подбор слов для реплик?

    Умело ли построены фразы (порядок слов, их структура)?

    Насколько богат словарь?

    Насколько свободно участник беседы владеет тем текстом, о котором спорит (использует или нет отрывки наизусть или читает их с листа)
    Подумайте и ответьте, изменились ли вы как читатели к концу учебного года.

    Год чтения на уроках и дома, конечно, изменил каждого ученика. Нужно еще по­думать, остались ли в вашем классе «нечитатели», которые не в силах прочесть даже самую интересную книгу. Но мы ве­дем речь о читателях. Какими они были? Какими стали? В чем же была перемена?

    Конечно, даже без особых размышле­ний ясно, что в чтении каждого человека через год что-то должно измениться. При этом меняются темп чтения, легкость вос­приятия нового материала. Однако всего важнее расширение читательских гори­зонтов, расширение круга чтения. Може­те проверить себя, примерно подсчитав, сколько книг, кроме тех, которые читали на уроках, прочно вошли в ваш читатель­ский обиход.

    Перемена читателя может состоять и в том, что вы стали читать медленней, но серьезней, стали спорить с друзьями по поводу прочитанных книг. Если это так, то вы переходите из разряда обычных чи­тателей в разряд читателей-критиков. Значит, у вас появилась потребность об­стоятельного обсуждения прочитанной книги и ее оценки.
    Когда вы произносите слово «книга», то вспоминаете разные слова, определяющие это по­нятие. Перед вами результаты интересного иссле­дования: в таком порядке самые разные люди оценивали для себя слово «книга» — интересная, хорошая, учебник, читать, моя, любимая, журнал, большая, толстая, художественная. А каковы будут результаты опроса в вашем классе?

    Вот результаты опроса, проведенного в одном классе.

    В перечень слов, которые связывались со словом «книга», при проверке вошли слова: приключенческая, научная, рек­лама, скучная, классика. Когда с пред­ложенным словом составлялась фраза, то она чаще всего была похвалой книге: «Те книги, которые я читал в этом году, — на­стоящая классика»; «У меня много люби­мых книг»; «Не знаю почему, но я часто говорю, что любимая книга у меня та, ко­торую я сейчас читаю». 
    Каких героев прочитанных в этом году книг вы запомнили?

    Можно перечислить всех героев прочи­танных произведений, поскольку их име­на есть на страницах учебника-хрестома­тии. Но лучше на первое место поставить героев, которые сразу же приходят на па­мять. Обычно это проявившие свою инди­видуальность герои с характером. Выбор часто бывает свой у девочек и свой у маль­чиков. Девочки не забывают Снегурочку и Машу, а мальчики — сына артиллериста и гардемарина.
    Как вы объясните то внимание, которое авто­ры уделяют детству, отрочеству и юности в автобио­графических произведениях?

    Каждый человек, став взрослым, пом­нит о начале своей жизни: детстве, отро­честве, юности. Все понимают, что имен­но в это время складываются характер, взгляды, жизненная позиция человека. В эти же годы формируются и бытовые привычки, умения, манера поведения. Писатели особенно тонко чувствуют и осо­бенно точно помнят самые важные вехи давно прошедших дней своей жизни и да­же любят вспоминать их, размышлять о том, как начало жизни повлияло на все остальные годы.
    И. В. Гёте считал лучшим читателем того, кто «судит, наслаждаясь текстом, и наслаждается, рас­суждая». Ваше мнение?

    Это очень подготовленный читатель, высокообразованный и эмоционально вос­приимчивый. Особенностью такого чита­теля является органическое сочетание аналитического чтения и непосредствен­ного чувственного постижения художест­венного текста.
    Какие роды литературы и жанры произведе­ний преобладают в вашем чтении? Чем вы объяс­няете свой выбор?

    Эпические и лирические произведения. В эпосе романного жанра привлекают сю­жеты, сложная композиция, философ­ские размышления автора и его героев. В лирике — элегии, созвучные собствен­ным настроениям. Драма предназначена для постановки на сцене, поэтому предпо­читаю смотреть пьесы в разных театрах и сопоставлять театральные интерпрета­ции.
    Какие эпические произведения вы читали? Можно ли, отвечая на этот вопрос, говорить прежде всего о прозаических произведениях?

    Я читал рассказы, повести, романы, очерки, эссе. К эпосу можно отнести не только прозаические произведения, но и написанные в стихотворной форме, на­пример «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах» и т. д. В русской и мировой литературе су­ществует жанр романа в стихах («Дон Жуан» Дж. Г. Байрона, «Евгений Оне­гин» А. С. Пушкина).






У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Сочинения по русской литературе

Сочинения по русской литературе


Сочинение по теме Контрольные вопросы с выборочными ответами к разным темам, Сочинения по русской литературе


  Мобильная версия