А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Сочинения по русской литературе > Литературно музыкальная композиция «Я видел седых детей»
Литературно музыкальная композиция «Я видел седых детей» - сочинение
Ведущий (звучит музыка А. Розембаум «А может не было войны»)

Утром 22-го июня 41-го года на одной из улиц города Бреста лежали убитая девочка с незаплетеными косичками и ее кукла. Многие запомнили эту девочку. Запомнили навсегда.

Что есть у нас дороже наших детей?

Что есть у любого народа? У любой матери? У любого отца?

А кто подсчитает, сколько детей убивает война? Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возратит ему детство? А таких было тысячи. Что помнят они? Что могут рассказать? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое!

Чтец 1

Выбежала девочка из дома,

Маленькая, в мамином платке,

Старенькие валенки знакомо

Весело блестели вдалеке.

Топала по тропке возле дома,

Щечки на морозе расцвели…

Вдруг, хрустя по снегу незнакомо,

Злые люди к дому подошли.

Разбросали карточки по дому,

Снимки, что в альбомах берегли,

И потом зажженную солому

Равнодушно к двери поднесли…

Черным дымом крыша вся покрылась,

Вспыхнул клен, что рос невдалеке.

Губки задрожали, покатилась

Крохотная слезка по щеке.

Кулачонки маленькие сжала,-

Сердце быстро прыгало в груди,

К рыжему фашисту подбежала

И сказала звонко: - уходи!

Волосенки ветром растрепало,

Слезы стыли возле самых век.

Треснул выстрел – девочка упала

Личиком курносым прямо в снег,

В это утро мы в окопах были,

А потом рванули точно в срок

И атакой яростной отбили

Небольшой районный городок.

(Дж. Алтаузен «Девочка играла возле дома»)

Ведущий 2.

Судьбы детей военной поры похожи. Война стала общей биографией детей той поры. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Их рассказы тоже длинною в целую войну. Инне Старовойтовой, когда началась война, было 7 лет. Вот что она вспоминает:

Чтец 2

«мама поцеловала нас и ушла, мы остались в шалаше вчетвером: младшие – братик, двоюродные брат и сестра – и я, самая большая, семи лет. Мы не в первый раз оставались одни и научились не плакать, вести себя тихо. Знаем, что мама наша разведчица, ее послали на задание, а нам надо ее ждать.

Сидим и слушаем: деревья шумят, женщины неподалеку стирают, детей своих ругают. Вдруг крики: «Немцы! Немцы!» все стали выбегать из шалашей, звать детей, убегать дальше в лес. А куда мы побежим одни, без мамы? А вдруг мама знает, что немцы идут в лагерь, и она бежит к нам? Так как я самая старшая, говорю: «Молчок всем. Здесь темно, немцы нас не найдут».

Притаились мы, спрятались. Кто-то заглянул и сказал по-русски:

- кто есть, выходите!

Голос был спокойный, и мы вылезли из шалаша. Я увидела высокого человека в зеленой форме.

- У тебя есть папа? – спросил он.

- есть.

- А где он?

- Он далеко, на фронте, - выложила я.

Помню, что немец даже засмеялся.

- А мама где твоя? – задал он очередной вопрос.

- Мама с партизанами в разведку ушла…

Подошел другой немец, тот был в черном. Что-то они переговорили, этот, черный, показал нам рукой, куда надо идти. Там стояли женщины с детьми, которые не успели убежать. Черный немец навел на нас пулемет и мне стало страшно, я поняла, что он будет сейчас делать. Я не успела даже закричать и обнять маленьких… проснулась я от маминого плача. Да, мне казалось, что я спала. Приподнялась, вижу: мама копает ямку и плачет. Она стояла спиной ко мне, а у меня не было сил ее позвать, сил хватало, только чтобы смотреть на нее. Мама разогнулась передохнуть, повернула ко мне голову и как закричит: « Инночка!» она кинулась ко мне, схватила на руки. В одной руке меня держит, другой остальных ощупывает: вдруг кто еще живой? Нет, они были холодные. когда меня подлечили, мы с мамой насчитали у меня девять пулевых ран. Я училась считать: в одном плечике две пули и в другом – две пули. Это будет четыре. В одной ножке две пули и в другой – две. Это будет уже восемь. И на шейке ранка. Это будет уже девять. ..в первый класс мама носила меня на руках.»

Чтец 3

Я видел седых детей…

Не белобрысых, не русых.

На стыках военных путей,

В болотах лесов белорусских…

Я видел седых детей.

Холодней дождевой воды

Спирт показался во фляге,

Когда привели седых

Детей в партизанский лагерь.

В глазах заморожен крик -

Пронзительнее штыка,

И рыжий, как солнце, комбриг

Не спросил «языка».

Сказал по-русски: «Взгляни».

Сказал и посмотрел…

Седые дети, они

Знали слово «расстрел».

Не спали среди тишины

Седые дети войны.

( А. Балин «Я видел седых детей»)

(звучит звон колоколов)

Ведущий 1.

Что такое фашизм? Это когда сжигают, расстреливают, когда убивают и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом.

Чтец 4

Хата. А в хате - звоночки смеха.

Шаг твой первый – маме утеха.

Был человеку один год.

Был человеку год!

Что он изведал светлоголовый?

Первые два нехитрых слова,

Первую песню,

Мамину ласку, мамину сказку.

Миша Каминский -

Мальчик хатынский.

Пепел вместо ладоней ребячьих…

Ветер над темными трубами плачет.

Это не ветер.

Это над пеплом

Сердце мое от рыданий ослепло.

Над черными трубами,

Над печами -

Колокола неизбывной печали…

О, прогремите вселенским набатом:

Был человечеству сыном и братом

Миша Каминский -

Мальчик хатынский!

Наш синеглазый простой василек -

Милой земли белорусской сынок!

Ручонки, простертые из огня,

Взывают к людям:

- Спасите меня!

Сквозь шорохи буден,

Сквозь грохот событий

Мне крик этот слышен:

- спасите, спасите!

От атомной бомбы,

От плазмы напалма

Спаси меня, мама!

Бегать хочу по лугам зеленым,

Жить хочу по своим законам,

Законам солнца, детства, весны.

Люди, спасите детей от войны!

Слышите вечный набатный звон?

Это восстал над землею он -

Миша Каминский,

Мальчик хатынский!

(Э. Огнецвет «Миша Каминский»)

Ведущий 2

Фашизм – это когда на детей напускают собак. Вспоминает Аня Павлова, Которой было 9 лет, когда началась война.

Чтец5

«Собаки рвали детей… а немцы хохотали. Сядем над разорванным дитяткой и ждем, когда сердце у него остановится… снегом присыпем… вот ему и могилка до весны…»

Ведущий 2

Фашизм – это когда дети становились донорами для немецких солдат. Кровь брали, пока ребенок не умирал. Детей гнали из концлагеря в концлагерь.

В блокадном Ленинграде оставалось 2 миллиона 544 тысячи жителей, в том числе 400 тысяч детей. «Ленинградские дети», - когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Дети-старички, безулыбчивые, пугливые, вялые.

Чтец6

…Ленинград ожег мне душу

Своими бедными детьми.

Я в Ленинграде, правда, не был,

Но знаю – говорят бойцы:

Там дети плачут, просят хлеба,

А хлеба нет… А мы отцы…

И я, как волка караулю

Фашиста – сутками в снегу

И от моей свирепой пули

Пощады не было врагу.

Лежу порою – до костей

Достигнет снег. Дрожу, устану…

Уйти? А вспомню про детей -

Зубами скрипну – и останусь.

«Нет,- говорю,- позорный гад,

Палач детей, я здесь, я слышу.

На, получай еще заряд

За ленинградских ребятишек».

(О. Берггольц «Ленинградская поэма»)

(звучит песня А. Розембаума «Дорога жизни»)

Чтец 7

Отрывок «Жить хочу! Жить хочу!» стр.7

Чтец 8

Отрывок «Просим: можно облизать?..» стр.13

Чтец 9

Отрывок «А смотрел ли на это Бог? И что он думал…» стр.51

ЧТЕЦ 10

Не обожженные сороковыми,

Сердцами вросшие в тишину,-

Конечно, мы смотрим глазами иными

На вашу большую войну.

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес,

Конечно, мы смотрим иными глазами,

Такими же полными слез.

(Ю. Поляков «Ответ фронтовику»)

Ведущий1

Во время Великой Отечественной войны погибло около 13 миллионов детей.

Самое лучшее, что есть на земле – это дети.

Звучит «Аве Мария»





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Сочинения по русской литературе

Сочинения по русской литературе


Сочинение по теме Литературно музыкальная композиция «Я видел седых детей», Сочинения по русской литературе


  Мобильная версия