А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Сочинения по русской литературе > Обращения в устном народном творчестве
Обращения в устном народном творчестве - сочинение
Уже 1000 лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор

Повелось петь былины и сказывать сказки. Они перешли к жившим об эту пору

Предкам вместе с обычаями и обрядами. Это были своего рода духовные

Заповеди, заветы, которые народ чтил. И бессилен был гнев христианских

Святителей и проповедников, стремившихся искоренить языческий обычай "

Сказки сказывать небылые" и " кощунанием " губить грешную душу.

Действия былин происходят в Киеве, в просторных каменных палатах-

Гридницах, на киевских улицах…Сказители былин знали и о далёких землях: о

Земле Веденецкой, о богатом Индийском царстве, Царь граде, о разных городах

Ближнего востока.

С той точностью, которая возможна при художественных обобщениях,

В былинах предстаёт время раннего древнерусского государства: не Москва, а

Киев и Новгород оказываются главными городами. Множество достоверных черт

Древнего быта и жизни предаёт былинам документальную ценность. Былины

Рассказывают об устройстве городов, о быте горожан, крестьян и, конечно, о

Речи людей того времени.

Речь и обращения ( ведь именно они нас интересуют) насыщенны

Различными характеристиками, помогающими лучше раскрыть сущность говорящего

И адресата. Так в былине " Илья Муромец и соловей разбойник" говорил Илья

Жителям Чернигова :

" Ай же мужички да вы черниговские!

Укажите мне дорожку прямоезжую,

Прямоезжую да прямо в Киев град…"

На что они отвечали:

" Ты, удаленький дородный добрый молодец!

Ай ты, славный богатырь да святорусский!

Прямоезжая дорожка заколодела…" [44, 4]

Под Черниговом стоит чужая силушка. Но разбил Илья врагов, освободил

Чернигов от засады. Благодарные черниговцы позвали его к себе воеводою, но

Он отказался. Его дело - служить всей Руси.

Нужно отметить, что существовало обращение " воевода, которое

Было широко распространено в Древней Руси. Об этом свидетельствуют былины и

Сказки. Воеводой называли начальника войска. Но есть и другое значение

Этого слова. В хрестоматийных строках поэмы Н. А. Некрасова " Мороз Красный

Нос" речь идёт, конечно, не о морозе - военачальнике, а скорее о морозе-

Владыке, хозяине снежных просторов, высшем властелине. В чём же тут дело? А

Дело в том, что у слова воевода в истории русского языка было и другое,

Более общее значение - " управитель". В России с 16 и до конца 18 века

Воеводой называли управляющего городом или округом. Говорили: посадить на

Воеводство.

Н. М. Карамзин в " Истории государства Российского" пишет о слове

Воевода так: " Воеводами назывались прежде одни воинские начальники; но как

Они и в мирное время умели присвоить себе господство над согражданами, то

Сиё имя знаменовало уже вообще повелителя или властелина…"

Наиболее часто употребим о в былине " Илья Муромец и Соловей

Разбойник" обращение "мужик":

" Говорил ему Владимир таковы слова:

Ай же мужичища - деревенщина,

Во глазах, мужик, да подлыгаешься,

Во глазах, мужик да насмехаешься…" [47, 4]

У С И Ожегова "мужик - крестьянин; то же, что мужчина; в буржуазно

Дворянском жаргоне: о невоспитанном, необразованном человеке(именно это

Значение слова было широко применимым в обиходе знати по отношению к низшим

Слоям в 19 веке).

В былине "Садко" интересны. На мой взгляд. Обращения. Указывающие

На место жительства или происхождение того или иного человека.

" Сам говорил таковы слова:

Ай же ты, Садко ново городский!"

"…Как тут - то Садко стал похваляться:

- Ай же вы, купцы ново городские!"[105, 4]

А так же обращение братцы, имеющее теперь несколько другое значение, чем в

" Повести временных лет" , но близкое по смыслу с " братьями" "Слова".

" Говорит Садко - купец, богатый гость:

Ой же братцы, дружина хоробрая!"[109, 4]

Конечно, в это обращение не был вложен тот глубокий, философский смысл,

Который прослеживается в " Слове", но всё же "братцы" здесь - это

Единомышленники, близкие товарищи. ( у С. И. Ожегова " брат - фамильярное или

Дружеское обращение к мужчине").

Влияние слова на человека велико. Вспомним, как в 1941 году,

Выступая перед всей страной, ожидающей, томящейся в тяжёлом предчувствии,

Сталин сказал:" Братья и сёстры…"Уже одного этого было достаточно, чтобы в сердца людей вселилась твёрдая непоколебимая вера.

" Братья и сестры тогда это было необходимостью, стратегическим шагом, а,

Может быть, порывом сердца. Возможно ли это сейчас? В какой-то степени, да.

Обращение это располагает к доверительным отношениям, а доверия сейчас нам

Так не хватает.





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Сочинения по русской литературе

Сочинения по русской литературе


Сочинение по теме Обращения в устном народном творчестве, Сочинения по русской литературе


  Мобильная версия