А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Темные аллеи > Конспект урока по литературе Проза поэта книга рассказов И А Бунина «Темные аллеи»
Конспект урока по литературе Проза поэта книга рассказов И А Бунина «Темные аллеи» - сочинение
Тема урока: Проза поэта: книга рассказов И.А.Бунина «Темные аллеи». «Чистый понедельник» - светлый лик любви.

Цели:

    Образовательные:

–        Раскрыть понятие «импрессионистичности» как основы поэтики прозы Бунина.

–        Рассказать об импрессионизме в живописи и литературе.

–        Проследить историю создания книги «Темные аллеи».

–        Определить место любовной темы в прозе Бунина на основании рассказа «Чистый понедельник».

    Развивающие:

–        Развивать умение видеть пути синтеза искусств.

–        Развивать умение прослеживать общую линию в книге рассказов.

–        Развивать умение определять роль пейзажа, портрета, интерьера в тексте.

    Воспитательные:

             - Воспитывать чувство эстетического наслаждения от литературных и живописных произведений.

- Помогать осознавать первостепенность любви в жизни человека.

Теория литературы: импрессионистичность, книга рассказов.

Оборудование и наглядность:

Портрет Бунина, выставка книг, репродукции картин, Э.Мане, К.Моне, О.Ренуара, Э.Дега, Коровина К.А.

Предварительное задание: прочитать рассказ Бунина «Чистый понедельник» и другие рассказы из книги «Темные аллеи». Отметить в рассказе «Чистый понедельник» портрет, пейзаж, интерьер.

Литература:

    1.      Долгополов. На рубеже веков, Л., 1989.
    2.      Михайлов О.Н. Строгий талант, М., 1982.
    3.      Евнина Проблема литературного импрессионизма и различные тенденции его развития во французской прозе конца XIX – начала XX века, М., 1982.
    4.      Эфрос А.М. «Два юбилея»//Мастера разных эпох, М., 1979.
    5.      Программа по литературе 5-11 классы под ред. В.Я.Коровиной, М., 2006.

 Эпиграф (предлагается выбрать ученикам из текста рассказ в конце урока).

План урока:

    Оргмомент (1 мин.).
    Психологическая подготовка (слово учителя; 1 мин.).
    Беседа об импрессионизме (10 мин.).
    Доклад ученика о книге «Темные аллеи» (5 мин.).
    Разговор по поводу рассказа «Чистый понедельник» (24 мин.).
    Итог урока (2 мин.).
    Домашнее задание (2 мин.).

 Ход урока:

 I Оргмомент.

 II Психологическая подготовка:

На прошлом занятии мы с вами говорили о поэзии Бунина, сегодня мы раскроем часть предыдущей темы, побеседовав о прозе Бунина.

III Беседа об импрессионизме:

Проза Бунина очень самобытна, ее отличает множество особенностей, но главной особенностью, которая определяет все остальные, является ИМПРЕССИОНИСТИЧНОСТЬ бунинских рассказов. Это слово происходит от названия направления в живописи, возникшем  в конце XIX века во Франции – импрессионизм (от фр. «впечатление»).

Мы уже с вами говорили, что на рубеже веков было сделано множество технических открытий, одним из которых стала фотография. Как изобретение фотографии повлияло на живопись? (Фотография взяла на себя утилитарную функцию запечатления явления или человека).

Тогда живописи пришлось искать новые смыслы существования, преимущества относительно фотографии. И таким преимуществом стала мобильность художников. Что представляли собой первые фотоаппараты? (Громоздкие, требовали долгой подготовки к съемке).

Художники же теперь впервые покидают мастерские, выходят на пленер, и чтобы создать картину им требуется уловить впечатление от пейзажа, человеческого облика или движения и мгновенно перенести его на полотно. Как действует художник при таком мгновенном впечатлении? (Нет времени выписывать детали - легкие мазки, полутона, не цвета, а оттенки).

Запишите основных представителей импрессионизма:

Эдуард Мане: «Олимпия», «Завтрак на траве».

Клод Моне «Стог сена», «Маки».

Огюст Ренуар «Зонтики», «Портрет Жанны Самари».

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы», «Абсент».

Константин Коровин «Настурции», «Портрет Шаляпина», «Пристань в Гурзуфе».

Врубель, Борисов-Мусатов? (Параллельно просматриваются репродукции).

 В литературе импрессионизм не сложился в самостоятельное направление, но многие писатели восприняли мироощущение современников-живописцев. Как могут проявляться принципы импрессионизма в литературе? (Отбор языковых средств, создание пейзажей и портретов героев, изображение внутреннего мира персонажей).

Действительно, многие чувства и эмоции, переживаемые человеком очень трудно уловить и подробно описать. И, пожалуй, самым неуловимым чувством, которым пронизана книга Бунина «Темные аллеи», является ЛЮБОВЬ.

 IV Доклад ученика о книге «Темные аллеи»:

Докладчику задаются вопросы: По какому принципу в книге объединены рассказы? (Все показывают многоликую любовь с разных сторон). Почему Бунин говорит именно о «ликах» любви? (лики – святость любви, блики – мимолетность, неуловимость любви).

            V Разговор по поводу рассказа «Чистый понедельник»:

 А теперь давайте подумаем, какие лики любви предстают перед нами в рассказе «Чистый понедельник» и в чем особенность Бунина как писателя-импрессиониста. В начале рассказа перед нами урбанистический пейзаж Москвы. «Темнел московский серый зимний день  мутно чернеющие прохожие». В чем особенность данного пейзажа? (Он как кадры кинопленки, ничего не описывается подробно – пейзаж импрессионистичен).

За пейзажем следует описание состояния влюбленного человека: «Чем все должно кончиться  часом, проведенным возле нее». Это тоже импрессионистское описание. Как бы вы назвали такое состояние? (Смятение. Ученики записывают слово любовь, отводят от него стрелки, под каждой из которых пишут какое-либо состояние).

А почему описанию смятения предшествует пейзаж? (Это не новый прием в литературе, с помощью пейзажа раскрывается состояние героя).

Это не единственный пример соседства пейзажа и душевного состояния героя в рассказе. «За одним окном  остывал от горячего дурмана». Как вы бы назвали этот лик любви? (Страсть, дурман).

Почему перед сценой страсти упоминается храм Христа Спасителя, мы ответим потом.

«И опять весь вечер мы говорили  больше не заговаривал о браке» (Любовь - семейное счастье).

«Вот все говорил, что я мало о нем думаю  моргает ее мокрая ресница» (Любовь – нежность).

«И вот одна из идущих посередине  тихо вышел из ворот» (Любовь – тоска, ностальгия).

Мы не случайно с вами обратились к рассказу «Чистый понедельник», потому что, как вы видите, любовь здесь предстает очень многоликой. Но обратите внимание на название рассказа. Перед каким православным событием наступает чистый понедельник? (Перед Великим Постом). Почему именно в этот день расстаются герои? (Это говорит о святости их отношений).

Именно СВЯТОСТЬ берет под общий знаменатель страсть, нежность, смятение и помогает обрасти человеческим отношениям лик любви. Поэтому в рассказе упоминается Храм Христа Спасителя, звучат отрывки из молитв и житий, дается картина крестного хода.

 У учеников получается следующая схема:

Л Ю Б О В Ь

смятение     страсть     семейное счастье     нежность     тоска    

С В Я Т О С Т Ь

  VI Итог урока: Ученикам предлагается подобрать эпиграф к уроку из рассказа «Чистый понедельник». Учитель предлагает: «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету», говоря, что только писателям импрессионистам удавалось расставить такие сети, благодаря которым можно осознать возможность счастья.

VII Домашнее задание:

    Прочитать рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско».
     Прочитать Откровение Иоанна Богослова.

Конспект урока по литературе студента филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Темные аллеи

Темные аллеи


Сочинение по теме Конспект урока по литературе Проза поэта книга рассказов И А Бунина «Темные аллеи», Темные аллеи


  Мобильная версия