А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Тихий Дон > Михаил Александрович Шолохов Жизненный и творческий путь «Тихий Дон» — роман эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох
Михаил Александрович Шолохов Жизненный и творческий путь «Тихий Дон» — роман эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох - сочинение
Цель: Ознакомить учащихся с жизненным и творческим путём м. а. Шолохова; показать значение его творчества и общественной деятельности; ознакомить с историей создания и публикации романа «тихий Дон»; определить суть шолоховской концепции гражданской войны в романе-эпопее; формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувство патриотизма, любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры. Оборудование: Портрет м. а. Шолохова, выставка иллюстративных и документальных материалов о жизни и творчестве м. а. Шолохова, иллюстрации к роману « тихий Дон», текст романа, опорная схема.

Прогнозируемые

Результаты: Учащиеся знают биографию писателя, основные этапы его творчества, наиболее известные произведения; рассказывают о творческой истории создания и публикаций романа-эпопеи «тихий Дон», используя знания, полученные на уроках истории, учитывая сегодняшние оценки революционного времени. Тип урока: Урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный Этап

II. Актуализация Опорных Знаний

Слушание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Постановка Цели И Задач Урока.

Мотивация Учебной Деятельности

Учитель. Имя Михаила Александровича Шолохова неразрывно связано с историей русской литературы, поскольку его книги — живое свидетельство её идейно-художественной зрелости,

Торжества эстетических принципов искусства реализма. Произведения писателя объединены глубоким внутренним смыслом. Это, собственно, одна книга о судьбах нашего народа на разных этапах его революционного пути; книга, отразившая в художественных образах большие исторические события, узловые моменты нашей эпохи. Историзм, масштабность изображения современной жизни — существенная особенность творчества м. а. Шолохова. Писатель, по словам алексея толстого, «быть может, начинает новую народную прозу», скрепляя своим талантом литературу со «старшими богатырями», с реалистическими традициями русской классики.

Произведения м. а. Шолохова уподобляются гигантским эпохальным фрескам, а роман «тихий Дон» по силе художественного обобщения становится в один ряд с «Войной и миром» л. толстого.

IV. Работа Над Темой Урока

1. вступительное слово учителя

— Неиссякаемый источник книг м. Шолохова — жизнь, и писатель черпает из неё факты родниковой свежести, знает их не хуже любого краеведа, диалектолога, этнографа, фольклориста, историографа. Глубокое знание жизненного материала, совершенное владение им придают романам м. Шолохова удивительную конкретность, помогают создать жизненную атмосферу, в которую читатель погружается с головой, забывая о том, что листает страницы книги. Завидное знание м. Шолоховым жизни рождает взволнованное отношение к тому, о чём он пишет, эмоционально окрашивает его полотна. романы этого художника волнуют, потому что они — сама жизнь, размышления, раздумья автора над судьбами своей родины и народа.

Связь литературы с жизнью, в понимании Шолохова, это, прежде всего связь писателя с народом. По мысли Шолохова, право на жизнь сохраняет только то искусство, которое служит интересам народа. «Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу…»,— сказал он в Нобелевской речи после вручения ему премии (1965). Одна из самых существенных черт таланта Шолохова — его умение видеть в жизни и воспроизводить в искусстве всё богатство человеческих эмоций — от трагической безнадёжности до весёлого смеха.

«Шолохов не знает себе равных в русской литературе. В искусстве XX в. он взмыл как Василий Блаженный, и мир ахнул от

Восторга и изумления. Писательская карьера Шолохова ошеломляюща, фантастична»,— пишет Ф. абрамов.

Так кто же он, Михаил Александрович Шолохов? Каковы его жизнь, творчество, личность?..

2. выступление учащихся с «литературными визитками»

О жизни и творчестве м. а. Шолохова

(См. домашнее задание предыдущего урока)

(Учащиеся составляют «Краткую летопись жизни и творчества М. А. Шолохова».)

Краткая летопись жизни и творчества М. А. Шолохова

1905 г., 11 мая. На хуторе Кружилине станицы Вешенской родился м. а. Шолохов. Отец — александр михайлович Шолохов (1865–1925), мать — анастасия Даниловна (1871–1942).

1912 г. Принят в мужское приходское училище по 2-му классу обучения.

1915 г. Поступает в подготовительный класс московской гимназии имени Г. Шелапутина

Г., осень. Начало учёбы в Вешенской смешанной гимназии.

Г., 2-я половина. Семья перебирается в станицу Каргинс-кую. Вынужден скрываться от мобилизации в Донскую армию.

Г., зима. Первые попытки творчества. Уезжает в москву, сближается с молодыми литераторами, вступает в литературную группу журнала «молодая гвардия».

Г. Женится на дочери бывшего станичного атамана марии Петровне Громославской (1902–1992). В москве опубликованы первые рассказы «Продкомиссар» и «родинка».

Г. В москве выходят в свет «Донские рассказы», принёсшие автору литературную известность. Смерть отца.

Г. Выходит сборник «лазоревая степь». Осенью с семьей перебирается в Вешенскую, где был написан почти весь «тихий Дон».

Г. В журнале «Октябрь» опубликована первая книга романа «тихий Дон».

1928 г. Выходит вторая книга романа «тихий Дон»

1929–1932 гг. Публикация третьей книги «тихий Дон».

1930 г. Первая постановка художественного фильма по роману

«тихий Дон», однако фильм не выходит на широкий экран.

1931–1940 гг. Работа над четвёртой книгой романа «тихий Дон» и романом «Поднятая целина».

1933 г. Выход в свет первой книги «Поднятой целины».

1940 г. Публикация заключительных глав романа-эпопеи «тихий Дон».

1941 г., июль. В качестве специального

корреспондента газеты «Красная Звезда»

направлен в действующую армию в воин

ском звании полкового комиссара. Полу

ченную Сталинскую премию 1-й степени

передаёт в фонд обороны.

1942 г., январь. Серьёзно контужен

на аэродроме в Куйбышеве, что сказыва

ется на всей жизни писателя.

1942 г., весна. рассказ «Наука ненависти», первые наброски романа о войне «Они сражались за родину». От разорвавшейся во дворе вешенского дома

Авиабомбы погибает мать михаила але - Михаил Шолохов

Ксандровича. Во время эвакуации пропадают библиотека и архив писателя, в том числе рукопись «тихого Дона».

1943–1944 гг. В газетах «Правда» и «Красная Звезда» печатаются главы романа «Они сражались за родину».

1956–1957 гг. В газете «Правда» опубликован рассказ «Судьба человека».

1959–1960 гг. Выход в свет второй книги романа «Поднятая целина».

1960 г. Присуждение ленинской премии за роман «Поднятая целина».

1965 г. Присуждение Нобелевской премии за роман «тихий Дон».

1967 г. Присвоение звания Героя Социалистического труда.

1969 г. В газете «Правда» печатаются новые главы романа «Они сражались за родину».

1984 г., 21 февраля. Кончина михаила александровича Шолохова.

3. Слово учителя

— «тихий Дон» — один из известнейших «нобелевских» романов XX в., вызывавший споры, рождавший слухи, переживший неумеренные похвалы и безудержную брань. Спор об авторстве «тихого Дона» разрешился в пользу м. а. Шолохова — такое заключение ещё в 1990-е годы дала авторитетная зарубежная комиссия. Сегодня роман, очищенный от шелухи слухов, остался один на один с вдумчивым читателем.

«тихий Дон» — это роман о судьбах народа в переломную эпоху. Но он конкретно — историчен по своей фабуле, и судьбы героев

Соотнесены с этой исторической реальностью. Писатель повествует о тяжёлом моральном состоянии народа, доведённого до отчаяния. И когда он берётся за шашку, то теряет меру сдержанности и осмотрительности. льётся кровь с обеих сторон. Попрание закона человечности — тяжкое преступление, не имеющее никаких оправданий. так мыслит народ. так считает и выразитель его дум и психологии м. Шолохов.Определяя суть шолоховской концепции гражданской войны, я бы хотела обратить ваше внимание на размышления современных писателей, историков, которым открылось новое видение событий тех лет. так Б. Васильев утверждает: «Это эпопея в полном смысле слова, отразившая самое главное в нашей гражданской войне — чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. И это сделано, с моей точки зрения, великолепно. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, всё равно он в первую очередь крестьянин, земледелец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война в моём понимании».

В справедливости сказанного нас убеждает роман-эпопея «тихий Дон». Шолохов был одним из тех, кто первым заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелейшие последствия. Откуда же писатель черпал эту Правду?

4. Слушание сообщений о творческой истории создания романа-эпопеи «тихий Дон»

(Учащиеся составляют опорную схему. Запись на доске и в тетрадях.)

			

История создания романа-эпопеи «Тихий Дон»

Мемуарные материалы

Воспоминания очевидцев

Знание Шолоховым истории событий, жизни земляков

5. «мозговой штурм» (в группах)

Можно ли утверждать, что в романе «тихий Дон» широко и полно отражены главные события бурного начала XX в. — Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, наконец, война гражданская? Укладывается ли, на ваш взгляд, шолоховский роман в рамки произведений социалистического реализма с непременным показом действительности «в революционном развитии» и конечном торжестве идеологии нового,

Победившего строя? Удалось ли м. а. Шолохову в образах героев, и прежде всего Григория мелехова, передать трагизм эпохи и глубину её противоречий?

V. Рефлексия. Подведение Итогов Урока

1. Беседа

♦ Какие эпизоды из жизни писателя позволяют говорить о «трагедии большого художника»?

♦ Как складывались отношения писателя с властью?

♦ Как соотносятся художественное творчество м. а. Шолохова и его общественная деятельность, участие в советских организациях?

♦ Каковы основные приметы художественного мира м. а. Шолохова?

♦ Каким предстаёт в произведениях писателя мир донского казачества?

♦ Почему м. а. Шолохов так подробно описывает в своих произведениях быт, традиции, образ жизни, обычаи донского казачества? Как проявляется в этих описаниях авторская позиция?

♦ Какова история создания и публикации романа «тихий Дон»?

♦ Как решается современным литературоведением проблема авторства «тихого Дона»?

2. обобщающее слово учителя

— «…Замечательное явление нашей литературы — михаил Шолохов,— говорил а. Н. толстой…— Он пришёл в литературу с темой рождения нового общества в муках и трагедиях социальной борьбы. В «тихом Доне» он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа: «тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности — произведение общерусское, национальное, народное».

Вклад писателя в мировое искусство определяется, прежде всего, тем, что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстаёт во всём богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих образов мировой литературы. В его романах поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического романа XIX и XX вв., им были открыты новые связи между духовным и материальным, между человеком и окружающим миром. Для м. а. Шолохова характерно представление об универсальности жизни; триединство

Его поэтики: человек — общество — природа — выражает одну из особенностей цивилизации, гуманистическое направление всего его творчества.

VI. Домашнее Задание

Знать содержание романа-эпопеи «тихий Дон».

Подготовить сообщение «Уклад казачьей жизни и сословные традиции, отражённые в первой книге романа “тихий Дон”» по предложенному плану, обратив внимание на сцены купания коня (кн. 1, ч. 1, гл. 3), историю жизни аксиньи (кн. 1, ч. 1, гл. 7), покоса (кн. 1, ч. 1, гл. 9), разговор Пантелея Прокофьевича с Григорием (кн. 1, ч. 1, гл. 10), отказ Григория уйти с хутора с аксиньей (кн. 1, ч. 1, гл. 12), сватовство к Наталье (кн. 1, ч. 1, гл. 15). Сделать выводы о том, каковы критерии оценки человека в казачьей среде.

План

Быт казаков. Семейная иерархия. Культ старших. Патриархальные законы (на примере семьи мелеховых).

Труд и развлечения (покос, рыбалка, охота на волка и т. п.). Связь с природой. Отношение к Дону.

Казачья воинская служба. Проводы на войну.

Женитьба или замужество: традиции и обряды.

Взаимоотношения хуторян. Формы обращения и приветствий.





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Тихий Дон

Тихий Дон


Сочинение по теме Михаил Александрович Шолохов Жизненный и творческий путь «Тихий Дон» — роман эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох, Тихий Дон


  Мобильная версия