👍Лучшее сочинение – «Об особенностях построения стихов Тютчева» Тютчев 

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Тютчев > Об особенностях построения стихов Тютчева
Об особенностях построения стихов Тютчева - сочинение
Об особенностях построения стихов Тютчева замечательно сказал А. В. Чичерин: «Круто, с первой строки - тот образ, в котором заключена решаемая загадка. Через целый шквал трагических отрицаний, сомнений, в досаде на неприемлемые уступки, добывается финал, не выбравшийся из смятения противоречий и все же очень светлый по своему порыву, по наполняющей его жажде всеобъемлющего знания».

Как дымный столп светлеет в вышине!

Как тень внизу скользит неуловима!..

«Вот наша жизнь, - промолвила ты мне, -

Не светлый дым, блестящий при луне,

А эта тень, бегущая от дыма...»

Эти пять строк вместили в себя бесконечно много. Разыгрывается драма - драма человеческой жизни, которая, по определению поэта, даже не дым, а всего лишь «тень, бегущая от дыма». «Тень от дыма» - здесь не только усиление образа (жизнь мгновенна, неуловима и бесследна, подобно дыму), но и его углубление.

В первой строчке необходимо обратить внимание на слова «светлеет в вышине» - то есть растворяется в небе, в вечности. А многие ли из нас хотя бы замечают тень, что «внизу скользит неуловима»? Поэт заметил и именно с ней сравнил нашу жизнь.

Перед нами «пятистишие-новелла с двумя действующими лицами и одной репликой, представляющей разговор на его высшем и окончательном этапе, - пишет Л. Озеров. - Реплика в лирике в ту пору - редкость. В послетютчевскую пору - явление нередкое».

Основа поэтической модели Тютчева - двоемирие. Человек, его душа - меж небом и землей, «на пороге двойного бытия». Отсюда - прямо противоположное решение одних и тех же вопросов, над которыми бьется разум поэта.

Гармония - хаос, вера - безверие, небесное - земное, человек - природа, любовь - смерть, бытие - небытие - вот полюса поэтического мира Тютчева. Нередко они совмещаются в одном стихотворении (см., например: «Как ни гнетет рука судьбины...», «Природа - сфинкс...», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим!..») и даже в образе: «и ропщет мыслящий тростник». Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, немощный перед лицом судьбы, человек велик своей тягой к беспредельному.

В тематическом отношении в лирике Тютчева обычно выделяют пейзажную, философскую, любовную, политическую. Разумеется, условно, так как в целом его поэзия прочитывается как единый текст.

Пейзажную Лирику Тютчева точнее будет назвать Пейзажно-философской: Изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино; пейзажи получают символический смысл. Природа для поэта - просто второе имя жизни.

Так, в стихотворении «Осенний вечер» изображается не только «вечер года», но и «кроткое», а потому «светлое» увядание человеческой жизни. В стихотворениях «Что ты клонишь над водами...», «Листья» второй - человеческий - план только подразумевается.

Поражает диапазон художнического видения поэта - от тонкого волоса паутины, что «блестит на праздной борозде», до звездного океана Вселенной.

Природа в лирике Тютчева имеет два лика - хаотический и гармонический. Свой язык присущ обоим. Человек же может понимать или не понимать и тот, и другой язык.

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?..

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке...

(«О Чем ты воешь, ветр ночной?..»)

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

(«Не то, что мните вы, природа...»)

Разумное начало человека и разум природы могут находить общий язык:

Так связан, съединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества...

Родство это выражается именно в наличии общего языка, в возможности общения и понимания:

Скажи заветное он слово -

И миром новым естество

Всегда откликнуться готово

На голос родственный его.

Трагедия человека, как ее понимает поэт, в разладе с природой: «Душа не то поет, что море...» («Певучесть есть в морских волнах...»). Миг единения с жизнью природы, растворения в ней - высшее блаженство, доступное человеку на земле. Об этом - стихотворение «Тени сизые смесились...».

Композиция стихотворения - две строфы - традиционная для Тютчева. Первая строфа - картина наступающей ночи, вторая - страстный монолог-обращение лирического героя к «сумраку».

Изображаемое время суток - сумерки (уже не вечер, но еще и не ночь) не случайно выбрано поэтом: его неизменно волнуют именно промежуточные состояния в жизни природы и человека.

В Первой строфе Картина сумерек, наступающей ночи дана через восприятие лирического героя. Уловлена сама эта зыбкая грань Перехода, Когда окружающий мир растворяется в темноте, исчезает из зрительного восприятия человека:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул...

Сизый - Самый смешанный цвет: «черный с просинью и белесоватым, голубоватым отливом, серо-синий, с голубой игрою»(В. Даль). Смысловая острота эпитета усилена внутри-строчным созвучием: «сизые смесились». В одном только этом эпитете - сизый - как в зерне, содержится все стихотворение с его темой космического смешения, слияния всего со всем.

...звук уснул -

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

Звук, неизменный спутник движения, жизни, уснул. В мире так тихо, что «мотылька полет незримый слышен в воздухе ночном».

Слова «жизнь» и «сумрак» находятся в сильной позиции начала строки, они как бы противопоставлены. Но только «как бы», потому что сумрак зыбкий - жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала, ушла куда-то в глубину («дальний гул»).

Сумрак, тени, тишина - это условия, в которых пробуждаются скрытые душевные силы человека. Его мысли сливаются с «дальним гулом», на смену исчезнувшему, растворившемуся миру приходит иная реальность. Человек остается один на один со всем миром, вбирает его в себя и сам сливается с ним: «Все во мне, и я во всем». Однако странным образом эта причастность к «жизни божеско-всемирной» не вызывает ликования, а определяется как «час тоски Невыразимой». В чем же причина этой тоски?

Вся вторая строфа - Страстная мольба, нарастающий призыв, обращенный к «сумраку» (в данном случае синониму природы, жизни): Лейся, залей, переполни через край И, наконец, Смешай.

«Единственное, более энергичное чувство, которое я испытываю, - это невозможность уйти от самого себя» (из письма Тютчева жене). Во второй строфе лирический герой отказывается от собственного «я», что присутствовало в конце первой строфы («Все во мне, и я во всем»). Его страстное стремление - раствориться в окружающем мире, слиться с ним, стереть грань меж «я» и «не-я»:

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Композиционное кольцо стихотворения замыкается: совместились первая и последняя строки, глаголы Смесились И Смешай. Слиться с миром природы, раствориться в нем - для человека это редкая возможность «уйти от самого себя». Однако противоречие сознательно-индивидуального («я») и бессознательно-стихийного («жизнь») остается для Тютчева неразрешимым. (Точнее, проблема эта решалась многократно и по-разному.)

Наиболее ярко «двойное бытие» расколотой человеческой души выражено в Любовной лирике Тютчева.

В 1850 г. 47-летний Тютчев познакомился с двадцатичетырехлетней Еленой Александровной Денисьевой, подругой своих дочерей. Четырнадцать лет, до самой смерти Денисьевой, длился их союз, родилось трое детей. Тютчев оставил в стихах исповедь о своей любви.

«Денисьевский цикл» (название не авторское) обнажает прежде всего трагическую сущность любви. «Самоубийство», «блаженство и безнадежность», «поединок роковой» - такова любовь в понимании Тютчева.

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей...

«Буйная слепота страстей». Любовь - это та же стихия, человек подчас не в силах противостоять ей, в результате - катастрофа: «Ох, я дышу еще болезненно и трудно, /Могу дышать, но жить уж не могу». Но любовь - это и высшая полнота бытия, она дарует любящим блаженство причастности к жизни «божеско-всемирной».

Одно из самых «кровно жизненных и скорбных» стихотворений «денисьевского цикла» - «Весь день она лежала в забытьи...». Неотвратимое угасание любимой («и всю ее уж тени покрывали») на фоне летнего буйства природы:

Лил теплый летний дождь - его струи

По листьям весело звучали.

Реплика героини «О, как все это я любила!..» - смысловой центр стихотворения. «Любила», - говорит она и о летнем дожде, и о человеке («я был при ней, убитый, но Живой), Которому еще Предстоит пережить Все это.

«Такого глубокого женского образа, наделенного индивидуальными психологическими чертами, никто до Тютчева в лирике не создал, - справедливо замечает Лев Озеров. - По характеру своему этот образ перекликается с Настасьей Филипповной из «Идиота» Достоевского и Анной Карениной у Толстого».

В течение четырнадцати лет Тютчев вел двойную жизнь. Любя Денисьеву, не мог расстаться с семьей - и не один «суд людской» тому причиной.В 1851 г. (уже вспыхнула страсть к Денисьевой) Тютчев пишет жене Элеоноре Федоровне: «Нет в мире существа умнее тебя. Мне не с кем больше поговорить... Мне, говорящему со всеми». И в другом письме: «...хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою».

Через два года после смерти мужа Элеонора Федоровна случайно нашла в своем альбоме-гербарии листок со словами (по-французски): «Для вас (чтобы разобрать наедине)». Далее шли стихи, написанные в том же 1851 г.:

Не знаю я, коснется ль благодать

Моей души болезненно-греховной,

Удастся ль ей воспрянуть и восстать,

Пройдет ли обморок духовный?

Но если бы душа могла

Здесь, на земле, найти успокоенье,

Мне благодатью ты б была -

Ты, ты, мое земное провиденье!..

«Душа болезненно-греховная», «обморок духовный» - Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него, а после - разве что Достоевский и, по-своему, Чехов.

«Жить стихом» - это выражение Б. Пастернака подходит ко всякому поэту, к Пушкину не менее чем к Тютчеву. Но в этих словах, в отношении Тютчева, особенное значение приобретает первое из них. Именно жизнь Федора Ивановича Тютчева - личная, идейная, философская, гражданская - была в стихах, так же естественно-необходимых, как движение мысли и чувства всякого человека» (А. В. Чичерин).





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Федор Иванович Тютчев

Федор Иванович  Тютчев


Сочинение по теме Об особенностях построения стихов Тютчева, Тютчев


  Мобильная версия