А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Что делать > Философские взгляды в романе Н Г Чернышевского « Что делать»
Философские взгляды в романе Н Г Чернышевского « Что делать» - сочинение


Реалистический роман, в котором Чер­нышевский в образной форме выразил свой социальный идеал, был сознательно ориентирован на традицию мировой уто­пической литературы и явился новатор­ским переосмыслением и развитием жан­ра утопии. Роман содержит наиболее полное и все­стороннее изложение социальных идеа­лов Чернышевского. Говоря об утопизме «Что делать?», мы имеем в виду не отвле­ченность идеала и даже не то, что Черны­шевский не видел роли пролетариата и был идеологом крестьянской револю­ции, а художественную форму, в которой автор излагает и пропагандирует систему взглядов. Утопическое произведение, будучи вы­ражением идеи, дает реальное воплоще­ние этой идеи в образах, т. е. становится первым ее осуществлением, как бы мыс­ленным экспериментом. Чернышевский — крупнейший эконо­мист, философ и политик России 60-х го­дов — остался философом и в своем бел­летристическом романе. Роман доказывал разумность идеи социализма, ее соответ­ствие потребностям и устремлениям чело­вечества, утверждал ее осуществимость. Но главное — что социализм предстал на страницах романа как исторически уже возникший и неотвратимо нарастающий процесс переустройства общества. Из всей утопической европейской тради­ции роман Чернышевского выделяет тот факт, что автор рисует не только картину современного «социализма», но и пути приближения к будущей социальной гар­монии. Путями, которыми, по мнению Чер­нышевского, человечество движется к со­циализму, являются пути социализации идеологии людей и путь политической борьбы за переустройство общества. Оба пути в романе проторенные. Автор показы­вает, каким образом активно и деятельно идут «новые люди» обоими путями. Чернышевский стоял на позициях соци­ально-исторического объяснения дея­тельности людей. «Если все люди сущест­венно одинаковы, то откуда же возникает разница в их поступках? Для нас теперь ясно, что все зависит от общественных привычек и от обстоятельств», — писал Чернышевский. Распространение социалистических идей в России он связывает с изменением исто­рических условий. Чернышевский утверж­дал, что, когда созреют исторические ус­ловия, народ быстро начнет умнеть. И главной предпосылкой он считал измене­ние социального состава интеллигенции, то есть вооружение знаниями людей, кровно связанных с народом. Герои рома­на «Что делать?» — действительно разно­чинцы, люди умственного труда. Всю свою жизнь Чернышевский был про­светителем. Однако в силу цензурных ус­ловий ему приходилось о многом писать эзоповым языком, впрочем понятным чи­тателям того времени. Лопухов — активный пропагандист новых идей среди молодежи, общественный дея­тель. Студенты называют его «одною из луч­ших голов в Петербурге». Сам он считает ра­боту в заводской конторе очень важной. «Разговор {со студентами) имел практи­ческую, полезную цель — содействие раз­витию умственной жизни, благородства и энергии в моих молодых друзьях». Есте­ственно, что такой человек на заводе не мог ограничиться простой просветитель­ской деятельностью (обучением грамоте). Чернышевский намекает на революцион­ную работу Лопухова среди рабочих: «И мало ли что такое делает Лопухов на заводе, кроме обучения грамоте». Что значило для тогдашних читателей упоминание о воскресных рабочих шко­лах? Еще свежа была память о 10 июня 1862 года, когда указом правительства бы­ли закрыты воскресные школы. Да и было чего опасаться! Революционные демократы 60-х годов проводили усиленную пропаганду револю­ционных идей на заводах. Удобнее всего делать это было в воскресных школах, ко­торые посещали взрослые люди. Правительство стремилось направить работу в этих школах в религиозное русло. В них предписывалось изучать Закон Бо­жий, чтение, письмо, начала арифмети­к и — и никаких общественных наук. При каждой школе был священник, контроли­ровавший благонамеренность. Кстати, та­ким священником в «лицее всевозможных знаний» Веры Павловны должен был быть священник Мерцапов, который, однако, го­товился читать запрещенную русскую и всемирную историю. Самую активную пропаганду в рабочей среде вели прогрессивные студенты Пе­тербургской медико-хирургической акаде­мии (Хохряков, Бемеволемский). Они чита­ли прокламации, объясняя рабочим слова «либерал», «революция», «деспотизм», «кризис». Лопухов «подобрал надежных преподавателей» для этой цели и объяс­нил им, «как учить грамоте». Просветительская деятельность «новых людей» предполагала приближение буду­щего, а в творчестве Чернышевского она определила переход к новому персона­жу — рабочему, к теме научного социа­лизма. Пожалуй, самой знаменитой и самой яв­ной философской теорией в романе явля­ется теория разумного эгоизма. Что же та­кое разумный эгоизм? В романе часто говорится об эгоизме как о внутреннем побудителе поступков чело­века. Наиболее примитивен эгоизм Марьи Алексеевны, которая не делает никому зла без денежных расчетов. Гораздо более зло­вещ эгоизм обеспеченных людей. Заботы об излишествах, стремление к празднос­ти — вот почва, на которой растет их эгоизм (фантастическая почва). Пример — Жан Со­ловьев, разыгрывающий любовь к Кате По­лозовой из-за ее наследства. Эгоизм «новых людей» тоже строится на расчете и выгоде отдельного человека. «Каждый думает больше всего о себе», — говорит Вере Павловне Лопухов. Но это принципиально новый моральный кодекс. Суть его в том, что эгоизм «новых людей» подчинен естественному стремлению к счастью и добру. Личная выгода человека должна соответствовать общечеловечес­кому интересу, который Чернышевский отождествлял с интересом трудового на­рода. Одинокого счастья нет, счастье од­ного человека зависит от благосостояния общества. «Разумные эгоисты» в романе свою выгоду, свое представление о счас­тье не отделяют от счастья других людей. Лопухов освобождает Верочку от принуди­тельного брака, а когда убеждается, что она любит Кирсанова, — «сходит со сце­ны». Кирсанов помогает Кате Полозовой, Вера организует мастерскую, Рахметов помогает разрешить драматическую ситу­ацию. Радужным проявлением морального кодекса является активное участие в улуч­шении и преобразовании общества. Итак, «разумный эгоизм» героев романа не имеет ничего общего с себялюбием, своекорыстием, индивидуализмом. Поче­му же тогда «эгоизм»? Дело в том, что Чер­нышевский, опровергая мораль старого общества, отрицал божественное проис­хождение нравственных законов, так как оно использовалось в интересах господст­вующих классов. Он же строил свою систе­му, опираясь на философский материа­лизм, а именно на антропологизм. В цент­ре — не Бог, а человек. Выдвигая на первый план расчет, права человека, Чернышев­ский тем самым отказывался от религии во имя счастья человека. Следовать теории разумного эгоизма — значит избрать этически безукоризненную линию поведения, чтобы под влиянием личной заинтересованности не нарушить справедливости общества, не ущемить чу­жих прав. С этой целью герои Чернышев­ского занимаются самоанализом, объек­тивно оценивая чувства и разум. Итак, как мы видим, роман Чернышев­ского «Что делать?» необходимо рассмат­ривать в первую очередь не как художест­венное произведение, а как философский трактат. Форма же романа позволяла авто­ру продемонстрировать или даже «осуще­ствить» свои идеи на практике.






У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Что делать

Что делать


Сочинение по теме Философские взгляды в романе Н Г Чернышевского « Что делать», Что делать



Популярные сочинения

  1. Рўрћр§р
  2. Сочинение по теме недоросль
  3. Сочинение на тему интересная встреча
  4. Сочинение Дубровский
  5. Сочинение мой Пушкин
  6. Сочинение письмо другу
  7. Сочинение про
  8. Рћрўр¦р« р
  9. Современные Ромео и Джульетта сочинение
  10. Сочинение по комедии недоросль стародум
  11. Сочинение Обломов и Штольц
  12. Дубровский и Тоекуров сочинение
  13. Особенности композиции картины пластова летом
  14. Сравнительная характеристика Лизы и Эраста
  15. Сочинение по творчеству Пушкина 10 класс