А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Что делать > Чем близки мне нравственные идеалы «Новых людей» (по роману Н Г Чернышевского «Что делать»)
Чем близки мне нравственные идеалы «Новых людей» (по роману Н Г Чернышевского «Что делать») - сочинение


Нам близок и дорог великий русский мыслитель и борец за свободу народа Николай Гаврилович Чернышевский. Своей пламенной, разносторонней тео­ретической и политической борьбой с силами реакции Чернышевский пока­зал пример бесстрашия, стойкости, пат­риотизма и революционной последова­тельности в достижении поставленной цели. Роман Чернышевского «Что де­лать?» запечатлел в своих идейно-смыс­ловых проблемах, жанровой сложности и разнообразия структур многорусло­вое историческое движение русской жизни и литературы в 1850-е годы. «Что делать?» — роман о «новых лю­дях». Чернышевский «знает не только то, как думают и рассуждают новые люди, но и то, как они чувствуют, как любят и уважают друг друга, как устраивают свою семейную и повседневную жизнь и как горячо стремятся к тому времени и к тому порядку вещей, при которых можно было бы любить всех людей и до­верчиво протягивать руку каждому». «Новые люди», по мнению Писарева, утописты-социалисты. Чернышевский сам еще не знал законов различия чело­веческого общества, которые с неиз­бежностью приводят к коммунизму. Его социализм был утопическим, но он пра­вильно указал на эту их особенность. В романе Чернышевский показал «но­вых людей» — Лопухова и Кирсанова. Жизнь на началах коллективизма, по правилу разумного эгоизма (делай так, чтобы и другим было хорошо, — одина­кового счастья нет) — вот та первая сту­пень к социалистическому обществу, на которой твердо стоят Лопуховы и Кирсановы. Отличие людей эпохи рево­люционной ситуации от их предшест­венников Чернышевский видел в том, что они приняли активное участие в се­рьезной деятельности. Ясно, почему в их характеристике появились два новых слова: «сильно» и «умеющие». Они ука­зывают на их отличие от предшествен­ников. То были «добрые» и «честные», эти стали к тому же сильными и умею­щими. Они считают, что все создается трудом. Для них бездельники морально неприемлемы. С исключительным уважением они от­носятся к женщине, считая ее другом в борьбе за счастье. Они представляют ей полную свободу в жизни, в выборе друга. Любовь для них — возвышенное чувство, свободное от эгоизма, от се­бялюбия. Вере Павловне любовь к Кир­санову помогает расти духовно, она го­ворит, что любовь состоит в том, чтобы помогать возвышению и возвышаться. Кирсанов верит в прочность дружбы, он говорит Лопухову, что отдал бы в его руки свою голову без раздумья. Лопу­хов в свою очередь «уходит со сцены, чтобы не быть на пути у счастья» Кирса­нова, и чувствует при этом, что посту­пает как благородный человек. Сам Чернышевский считал положительным только того, кто любил других и забо­тился об их счастье. Лопухов и Кирсанов — революционе­ры-демократы. Это лучшие представи­тели передовых людей. Они просвеща­ют народные массы, способствуют раз­витию и повышению революционного сознания народа. Мне очень близка та «честность сердца», «порядочность» но­вых людей, на которую ориентировался автор. Она не была придумана, она ре­ально существовала — это была крис­тальная нравственность революционной демократии. Я считаю, что главное для человека — это дружба, именно она по­могает стать по-настоящему счастли­вым человеком. Для меня очень важно умение человека оценить свои поступки и суметь выслушать критику со стороны других. Такие качества присущи «новым людям», так как они знают, что это необ­ходимо для блага других. Герои Чернышевского страстно защи­щают свое право на самоуважение, что очень важно. Никто не может выбрать человеку жизнь, он ее делает сам. Это звучит как закон. Но чтобы его понять, надо ставить перед собой цели и зада­чи. Для «новых людей» цель жизни — служение людям. Я думаю, что благо­роднее цели нет. Именно поэтому так дороги и близки мне они. Такие люди были и будут «двигателями двигате­лей», «солью соли земли». Без таких лю­дей невозможна жизнь. Ведь она долж­на меняться, преображаться из года в год. В наши дни тоже есть место но­вым людям, которые вн