А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Шаламов > Изучение творчесва Шаламова на уроках в IX классе
Изучение творчесва Шаламова на уроках в IX классе - сочинение


Учитель задает вопрос: "В чем заключается особенность этого дерева? Только ли в том, что у него необычное происхождение и оно ведет себя не так, как другие растения?" Обратившись к тексту, учащиеся отвечают, что В. Т. Шаламов называет стланик предсказателем погоды, деревом надежд. Можно порассуждать о том, почему именно это дерево стало растением-барометром (как растение, помещенное в необычную для него среду, вынуждено приспосабливаться и реагировать на малейшие изменения в погоде, так и чувства человека, оказавшегося в непривычных, опасных для жизни условиях, обостряются). Но стланик, как и человек, может обмануться: учитель обращает внимание учеников на эпизод, в котором рассказывается о том, как стланик поверил теплу костра и поднялся из снега. "Стланик слишком легковерен", - пишет В. Т. Шаламов. Можно ли то же самое сказать о человеке, обманувшемся в своих надеждах? "Костер погаснет - и разочарованный кедрач, плача от обиды, снова согнется и ляжет на старое место. И его занесет снегом". Детям предлагается поразмышлять над этими словами и ответить на вопрос: почему автор в данном случае заменил слово "стланик" словом "кедрач"? Исследуя содержание текста, учащиеся находят, что слово "кедрач" автор рассказа использует дважды: когда знакомит читателя с деревом ("дальний родственник кедра, кедрач") и когда хочет напомнить, что дерево это, хвойные лапы которого "говорят о юге, о тепле, о жизни", по законам природы не должно было оказаться в ледяной стране. Так и человек, рожденный для счастья, не должен страдать, не должен бороться со смертью в далеком, непригодном для жизни краю, потому что это против всех законов человеческих. Для того чтобы ответить на вопрос, поставленный в начале урока (почему В. Т. Шаламов пишет о стланике и называет его самым поэтичным русским деревом), учащиеся обращаются к финалу рассказа, в котором содержится глубокий символический смысл. Но сначала девятиклассники должны ответить на вопрос: "Всякого ли человека, который проходит через тяжелые испытания, можно сравнить с таким ранимым, но выносливым, стойким деревом, как стланик?" Учащиеся отвечают, что не каждый способен выдержать трудности, беды, лишения. Такие люди, подобно полевой траве, "свертываются и сохнут", осыпаются, как желтая мелкая хвоя. Выстоять сможет лишь тот, кто сохранил в себе все лучшее, что в нем было, сохранил свет в своей душе, "и тогда далеко видно, как среди бледно-желтой травы и серого мха горят среди леса огромные зеленые факелы стланика". Факел - символ света, цивилизации, культуры. Люди-стланики, сгорая, несут человечеству свет, жизнь, дарят надежду. Учащимся предлагается проследить, какие цвета использует писатель в данном отрывке. Бледно-желтый - цвет увядания, смерти; серый - посредственности, а зеленый - цвет надежды, цвет жизни. Автор рассказа постоянно напоминает читателю, что стланик - дерево вечнозеленое. Вечнозеленое - в этом слове заключена идея бессмертия - бессмертия дерева, человека, поэта. В. Т. Шаламов писал, что он выжил благодаря поэзии: в самые горькие минуты, когда уже не было сил жить, он читал наизусть стихи. Поэзия помогла ему выжить, она освещала ему дорогу, как зеленый факел, дарящий надежду. Может быть, поэтому писатель В. Т. Шаламов называет стланик "наиболее поэтичным русским деревом"? Учащимся предлагается порассуждать на эту тему и написать небольшое сочинение, в котором они могут выразить свое видение вопроса. Творческое наследие Варлама Тихоновича Шаламова - поразительный документ, трагическая страница в истории нашей страны. Однако не следует забывать, что В. Т. Шаламов - прежде всего писатель, и на уроках литературы, посвященных творчеству этого замечательного прозаика, поэта, необходимо знакомить детей с художественным миром его бессмертных произведений, в которых нашли отражение не только время, события, но и душа писателя, человека.






У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь