Заключительный, четвертый том эпопеи начинается знаменательными словами о том, что даже в тяжелые времена, когда решался вопрос о судьбах отечества, «спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы осознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ».
Так устанавливается совершенно определенная точка отсчета, тот критерий, который для Толстого являлся определяющим: есть настоящая жизнь, а есть кажущаяся, мнимая, призрачная.
«Война и мир» начинается с описания вечера в салоне Анны Павловны Шерер, где собирается столичная знать. Само по себе сравнение вечера с прядильной мастерской («Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели») достаточно четко и определенно выражало авторское отношение к миру пустоты и фальши, к той искусственной жизни, для которой характерны механичность, кукольность, мертвенность. Мысль старого князя Болконского о всей европейской политике: «какая-то кукольная комедия» — получает обобщающее значение.
Писатель выдвигает четкие принципы, с помощью которых он определяет ценность человеческой личности: отношение человека к родине, народу, природе, способность к самоанализу, глубина переживаний, нравственные искания. Представители светского общества испытания на человечность не выдерживают. Среда Курагиных и им подобных отличается именно безжизненностью, враждебностью ко всему подлинно человеческому, естественному, наконец, просто порядочному. Вспомните: Василий Курагин пытался ограбить Пьера, его сын Анатоль вовлекал Пьера в скандальные истории, он же принес много горя Марье Болконской и Наташе Ростовой. У Пьера были все основания сказать, обращаясь к Элен и имея в виду не только ее одну, но и весь светский мир, который она воплощала: «...где вы, там разврат, зло...»
Основной принцип изображения Толстым отрицательных персонажей — статичность, отсутствие движения, глубины переживаний. Их нравственный мир всегда примитивен, лишен интеллектуального богатства и моральной привлекательности. Им не дано живого восприятия природы: никто из них не изображен вне городских домов, светских вечеров, балов и т. д. Выработанные позы, неизменяющиеся улыбки, актерская игра являлись обычными для постоянных посетителей салона Анны Павловны — но не забудьте, что все это было свойственно и для Наполеона. Василий Курагин говорит с дочерью «небрежным тоном привычной нежности», а тон этот «был только угадан посредством подражания другим родителям». Точно так же в романе ведет себя и Наполеон, который перед портретом сына «сделал вид задумчивой нежности».
И Элен в своих поступках, как это ни покажется вам неожиданным, тоже может быть похожей на Наполеона. В то время, когда идет война, она ведет свою собственную битву, желая при живом муже выйти замуж чуть ли не сразу за двух высокопоставленных претендентов на ее руку. Толстой с явной иронией обычно называет Наполеона «великим человеком». Точно так же писатель говорит и об Элен: она, «как истинно великий человек, который может все то, что хочет, поставила себя в положение правоты, в которую она искренно верила, а всех других в положение виновности».
Элен очень красива; но красота ее неживая, застывшая. Как только она появляется на страницах романа, Толстой сразу же обращает наше внимание на ее неизменяющуюся улыбку, как будто она наклеила ее на себя и уже никогда не снимает.
В этом мире все лгут, притворяются, играют свои заученные роли. «Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы».
Это мир угрюмый, неспособный свободно, естественно испытывать радость при общении с людьми, с природой. Вспомните, как часто смеются любимые герои Толстого, иногда даже смеются беспричинно, просто так. (После охоты Николай и Наташа Ростовы «звонко расхохотались, не успев еще придумать предлога для своего смеха».) Добрая улыбка очень характерна для Пьера, и Платон Каратаев немыслим без его постоянной радостной улыбки... Да, безграничная доверчивость княжны Марьи, Пьера, Наташи нередко приводит их к ошибкам, за которые приходится тяжело расплачиваться, но гораздо чаще способность к сопереживанию, состраданию приносит им ощущение великого человеческого счастья.
Толстой не принимает жизни, озабоченной лишь «призраками», «отражениями», лишенной подлинно человеческих ценностей. И характерно, что представители ненавистного автору светского мира постепенно занимают все меньше и меньше места в развитии действия, а под конец почти полностью исчезают со страниц романа. Неожиданно от странной и таинственной болезни умирает Элен; ничего не говорится в эпилоге о Курагиных и Шерер, Берге и Друбецком. Забыт и Наполеон. Все темное и отрицательное уходит, побеждают добро, свет, открытость и естественность.
Похожие сочинения (3 самых похожих)
«И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою» По рассказу И. А. Бунина «Чистый понедельник»
Сочинение на тему: «ЛОЖЬ ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ, ВЫСТАВЛЯЕМАЯ ЗА ПРАВДУ, ГУБИТ ВСЮ ЖИЗНЬ» (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
«Одна ночь, или скорее утро», изменившее жизнь героя рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Еще сочинения из раздела Война и мир
Художественные средства изображения внутреннего мира человека в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
Пейзаж и его функции в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
|