И в этот весенний день князь Андрей был тоже дубом.
Из ученического сочинения
Строчки, взятые как эпиграф, конечно же, вызывают улыбку. Но в них заключена полная правда о роли пейзажа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». В этот весенний день его сиятельство Андрей Николаевич Болконский действительно был дубом. Если сказать иначе: дуб был князем. И ничего обидного для дуба в этом нет.
Герои «Войны и мира» сплошь и рядом сравниваются с животными, а животные — с людьми. Похожа на белочку молодая Лиза Болконская, на котеночка, который обещает стать хорошенькой кошечкой, — юная Соня... «Образуйте мне этого медведя», — просят за Пьера Безухова. Волк, загнанный на охоте, поворачивает свою лобастую (именно лобастую) голову, как «больной грудной жабой» — собственно человеческим заболеванием. Одинаково визжат в азарте собаки и милая Наташа Ростова...
Писатель не использует эти сравнения как средство сатиры — просто это его взгляд на мир. Для Толстого человек — такая же часть природы, как животное, дерево, птица... И, следовательно, подчиняется он тем же самым законам.
Что же видит в природе Толстой?
Прежде всего, вечную изменчивость и вечную жизнь, которые и есть истина. Низкое некрасивое небо над Праценской горой открывает князю Андрею порочность и греховность стремления к славе и власти. Заречные дали открывают Николаю Ростову в день его первого боя противоестественность человеческой вражды и зовут его из этого дыма и странной суеты туда, где так спокойно и понятно. Любому толстовскому герою в лучшие минуты могут открыться небеса и сделать его сопричастным вечности.
Природа вмещает в себя человека, потому что она больше, чем просто фон, на котором разворачивается действие: она действует и сама, подчиняя себе душу и волю личности. Лунная ночь в Отрадном так пленительна не потому, что на нее смотрят Наташа и князь Андрей. Наоборот, именно она-то и пленяет, заставляя понять, что жизнь не кончается в тридцать лет. Святочная ночь наделяет смиренную и робкую Соню своей сказочной отвагой.
Есть в толстовских пейзажах одна особенность — неприязнь к хвойным деревьям. В природе видит Толстой великий закон изменчивости человеческой жизни. «Чтобы жить честно, нужно начинать и бросать, и опять начинать и снова бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». И как природа умирает, чтобы возродиться вновь к новому этапу своей жизни, так и человек должен «стряхнуть» с себя «листву» прошлых мыслей и чувствований, чтобы расцвести снова с новой духовной весной.
Таким образом, пейзаж в романе «Война и мир» — еще одно «действующее лицо», сохраняющее в себе авторские представления об истине и простоте. «И нет величия там, где нет простоты и правды» (Лев Толстой).
Похожие сочинения (3 самых похожих)
Сочинение на тему: ВОЙНА И МИР В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
Роль пейзажа в раскрытии идейного содержания романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Еще сочинения из раздела Война и мир
Художественные средства изображения внутреннего мира человека в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
Пейзаж и его функции в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
|