А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Горе от ума > Пересказ «Горе от ума» Грибоедова
Распечатать это сочинение Пересказ «Горе от ума» ГрибоедоваРаспечатать
Сочинение пересказ комедии горе от умаВерсия для мобильных
Пересказ «Горе от ума» Грибоедова - сочинение
Грибоедов, Горе от ума. На чем по­строена пьеса — на столкновении ума и глупости или на столкновении разных типов ума
«Век нынешний» и «век минувший». Спор поколений в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

                    


«Горе от ума»

(Комедия в четырех действиях в стихах)

Пересказ

Основные действующие лица:

Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казен­ном месте.

София Павловна, дочь его.

Лиза, служанка.

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме.

Александр Андреевич Чацкий.

Скалозуб Сергей Сергеевич, полковник.

Горичи:

Наталья Дмитриевна, молодая дама,

Платон Михайлович, муж ее.

Князь Тугоуховский и

Княгиня, жена его, с шестью дочерями.

Хрюмины:

Графиня бабушка, Графиня внучка.

Антон Антонович Загорецкий.

Старуха Хлестова, свояченица Фамусова.

Г. Н.

Г. Д.

Репетилов.

Петрушка и несколько говорящих слуг.

Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде.

Официанты Фамусова.

(Действие в Москве, в доме Фамусова.)

Действие I

Гостиная, утро. Перед дверью в спальню Софии спит Лиза. Просыпается, пытается достучаться до хозяйки, что­бы сообщить, что ее гостю пора уходить. Переводит стрел­ки на часах, чтобы часы начали бить. Входит Фамусов, за­игрывает с Лизой, она шуткой отклоняет его ухаживания. София зовет Лизу, Фамусов уходит. Лиза: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».

В спальне у Софии Молчалин, Лиза торопит его ухо­дить. София: «Счастливые часов не наблюдают». Входит Фамусов, он удивлен присутствием Молчалина. Молча­лин говорит, что только что вошел. Фамусов гневается на французские романы, нравы и моду приглашать различ­ных учителей для барышень, что не приводит ни к чему хорошему.

София рассказывает свой сон: она искала какую-то траву на лугу, повстречала милого человека, затем оказа­лась в темной комнате, пол разверзся, оттуда появился ее отец в страшном виде, и чудовища разлучили ее с любимым и стали мучить.

Молчалин сообщает, что у него есть вопрос по поводу бумаг, уходит с Фамусовым.

Прибыл Чацкий, в детстве они росли вместе с Софией, последние три года он путешествовал. Чацкий вспоминает юные годы и общих знакомых, иронизируя над особенно­стями каждого. Чацкий: «Когда ж постранствуем, воротим­ся домой, и дым отечества нам сладок и приятен». Софии не нравится, как Чацкий отзывается о других.

Чацкий беседует с Фамусовым, он восхищен, как похо­рошела София, и говорит, что едет домой переодеться, а по­том вернется, чтобы рассказать Фамусову подробности сво­его путешествия. Фамусов растерян, он гадает, кого ему больше опасаться в качестве жениха дочери — Молчалина или Чацкого.

Действие II

Фамусов диктует слуге Петрушке предстоящие ви­зиты, чтобы тот занес их в календарь. Входит Чацкий. Справляется о здоровье Софии. Фамусов интересуется, не метит ли Чацкий в женихи. Чацкий интересуется мнени­ем на этот счет Фамусова. Фамусов недоволен, что Чацкий не хочет иметь дела с государственной службой и брать пример со старших. Приводит пример — его дядя, нелов­ко упав и ударившись головой на глазах всей свиты цари­цы Екатерины, повторил падение еще пару раз уже наро­чито, пытаясь встать, чтобы вызвать смех государыни, за что был награжден и высоко продвинут по службе. Чацко­му отвратительно подобное поведение. Фамусов настоль­ко ошарашен его репликой, что едва слышит доклад слуги о приходе полковника Скалозуба. Фамусов просит Чацко­го помолчать в присутствии Скалозуба. Чацкий гадает, не является ли полковник женихом Софии. В светской беседе со Скалозубом Фамусов представляет Чацкого как умно­го молодого человека, который, к сожалению, бесцельно растрачивает талант, за что его и осуждает свет. В ответ Чацкий произносит монолог «А судьи кто?», обличая по­роки общества. Фамусов уходит в кабинет, боясь участво­вать в дальнейшем споре. Но Скалозуб ничего не понял из слов Чацкого, он решил, что Чацкий критикует тех, кто преклоняется перед гвардейским мундиром, когда в Пер­вой армии мундир не хуже.

Вбегает София в большом волнении, сообщает, что Мол­чалин упал с лошади и убился, она падает в обморок. Скало­зуб спешит на помощь Молчалину. Чацкий помогает Софии очнуться от обморока. Подозревает, что София любит Мол­чалина. Поняв, что София ему не рада, уходит. Молчалин лишь слегка ушиб руку. Наедине он просит Софию не про­

являть так сильно своих чувств, потому что «злые языки страшнее пистолета». София уходит, решив пококетничать с Чацким, чтобы отвлечь внимание от ее романа с Молчали­ным. Молчалин заигрывает с Лизой, обещая ей за любовь щедрые подарки.

Действие III

Чацкий размышляет, кто более мил Софии, Молчалин или Скалозуб. Входит София. Чацкий пытается напрямую выяснить, кому отдает предпочтение София. София облича­ет Чацкого в том, что он никогда ни слова доброго ни о ком не сказал. Она говорит, что чутко отзывается на чужие страдания. Описывает положительные стороны Молчали­на — безмолвие, незлобивость на критику доброту души, готовность развлекать стариков карточной игрой, которая не приносит ему радости. На вопрос Чацкого отвечает, что не любит Скалозуба. София уходит, входит Молчалин. Диа­лог Чацкого с Молчалиным, где проясняются жизненные позиции каждого. Молчалин сочувствует Чацкому, что тот не достиг чинов. Чацкий потрясен, что София может быть влюблена в такого человека.

Вечер. В дом Фамусова съезжаются гости. Чацкий встречает чету Горичей и поражается переменам в старом друге Платоне Михайловиче. Приезжают Князь Тугоуховский с женой и дочками. Княгиня, выяснив, что Чацкий не женат, посылает мужа пригласить его на обед, но тут же отзывает, узнав, что он не богат и не имеет перспектив­ной должности. Приезжают графини Хрюмины, бабушка и внучка, затем Загорецкий и множество других гостей. Го­сти беседуют, каждый преследуя свои интересы и собирая информацию об остальных. София в разговоре с одним из гостей намеренно запускает слух о мнимом сумасшествии Чацкого в отместку за его колкие слова в адрес Молчали­на. Слух быстро распространяется среди гостей. Перед этим немного побеседовав с Чацким, каждый с готовностью подхватывает сплетню. В общей беседе Чацкий произносит речь о раболепии России перед Западом, внезапно замечает, что его никто не слушает, каждый демонстративно занялся игрой либо танцами.

Действие IV

Парадные сени, гости разъезжаются. Лакей Чацкого не может найти кучера. Подъезжает Репетилов и пригла­шает Чацкого на собрание некоего тайного общества, ко­торое перевернуло его жизнь. Описывает с восторгом шум­ные собрания и людей, участвующих в заговоре, строит намеки насчет грандиозных планов. Чацкий не принимает всерьез подобное сборище и направляет внимание Репети­лова на других гостей. Репетилов пытается сманить других гостей, но терпит неудачу. Ему сообщают о безумии Чац­кого. Все разъезжаются. Гаснут лампы. Чацкий выходит из швейцарской — ожидая лакея с кучером, он невольно услышал пересуды о себе в обществе. Сверху слышит голос Софии, она окликает его, приняв за Молчалина. Чацкий прячется за колонну, решив выяснить все до конца. Спу­скается Лиза, стучится к Молчалину, сообщает, что его зовет София. Молчалин заигрывает с Лизой, сообщая, что играет роль любовника Софии в угоду дочери человека, ко­торый его кормит и продвигает по службе. София слышит откровения Молчалина. Молчалин молит о прощении, го­воря, что это была лишь шутка. Появляется Чацкий. Мол­чалин убегает к себе в комнату. Чацкий упрекает Софию в том, что она предпочла низкое угодничество истинным чувствам. Появляются Фамусов и толпа слуг со свечами. Фамусов считает, что у Софии с Чацким — любовное сви­дание. Устраивает разнос домочадцам: швейцара — на по­селение, Лизу — в птичницы, Софию — «в деревню, к тет­ке, в глушь, в Саратов». Монолог Чацкого, обличающего лицемерие высшего света: «…Из огня тот выйдет невре­дим, / Кто с вами день пробыть сумеет, / Подышит возду­хом одним, / И в нем рассудок уцелеет. / Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок. / Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок! / Ка­рету мне, карету!» Уезжает. Фамусов переживает, какую реакцию в свете вызовут сегодняшние события — «что ста­нет говорить Княгиня Марья Алексевна!»






Похожие сочинения (3 самых похожих)
Грибоедов, Горе от ума. На чем по­строена пьеса — на столкновении ума и глупости или на столкновении разных типов ума
«Век нынешний» и «век минувший». Спор поколений в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Еще сочинения из раздела Горе от ума
Сочинение: Монолог Чацкого «А судьи кто» и его роль в развитии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Сочинение: Почему подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Сочинение: Образ Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Горе от ума

Горе от ума


Сочинение по теме Пересказ «Горе от ума» Грибоедова, Горе от ума
Близкие сочинения
Грибоедов, Горе от ума. На чем по­строена пьеса — на столкновении ума и глупости или на столкновении разных типов ума
«Век нынешний» и «век минувший». Спор поколений в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (2)
Тема любовного соперничества в русской литературе (На примере произведений А. С. Грибоедова «Горе от ума», М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Сочинение: Монолог Чацкого «А судьи кто» и его роль в развитии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Защитники «века минувшего» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
«Мильон терзаний» Чацкого (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
«Портреты и только портреты входят в состав комедии...» (Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Видит ли автор в Чацком «идеального» героя (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)


Из этой книги
Сочинение: Монолог Чацкого «А судьи кто» и его роль в развитии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Сочинение: Почему подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Сочинение: Образ Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Сочинение: Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Популярные сочинения