За дело общее, быть может, я паду
Иль жизнь в изгнании бесплодно
проведу.
М. Ю. Лермонтов
Раннее творчество М. Ю. Лермонтова складывалось под влиянием общественно- политической жизни конца 20-х и начала 30-х годов XIX века. Оно исполнено протеста против реакции, воцарившейся в стране после восстания декабристов и расправы над ними. Развивая идеи декабристов, Лермонтов призывает к борьбе, к действию: «Не могу на родине томиться, прочь отсель, туда, в кровавый бой».
В своих лирических раздумьях Лермонтов стремится отдать силы своей души, свой талант борьбе: «Мне нужно действовать, понять я не могу, что значит отдыхать». Герой этих стихотворений — человек великих страстей и исканий. Это поэт-патриот, воспевший подвиг солдат Бородина и гордившийся победой «старого русского великана» над «трехнедельным удальцом». Лермонтов — автор удивительного «Паруса», рождавшего и грусть, и задумчивость, и безотчетное ликование.
И. Андроников писал о Лермонтове: «Каждый раз, когда мы произносим имя Лермонтова, к глубокому раздумью и восхищению его поэзией примешиваются чувства сожаления и горечи». Глубокая неудовлетворенность современной действительностью, неутолимое желание свободы, протест против крепостного права и самодержавно-полицейского режима роднили Лермонтова с декабристами. Уже в 15 лет он создает стихотворение «Жалоба турка», где звучит протест против политической и общественной реакции. Устами «турка» юный Лермонтов говорит, что на его родине «рано жизнь тяжка бывает для людей... Там стонет человек от рабства и цепей!»
В это время в России происходят холерные бунты, начинаются волнения в Новгородской губернии. Передовые люди живут ожиданием больших перемен. И строки из стихотворения «Предсказание», написанного в 1830 году, свидетельствуют об этом: «Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет».
Творчество М. Ю. Лермонтова делят на два периода; границей между ними обычно считают 1835—1836 годы, но основные идеи его творчества не изменились до конца жизни поэта. Восприятие жизненных конфликтов становится глубже, изображение жизни свидетельствует о том, что жизненный и творческий опыт Лермонтова становится богаче, растет художественное мастерство поэта. Центральная тема его лирики — отношение личности к обществу.
10 февраля 1837 года умер А. С. Пушкин. Потрясенный гибелью любимого поэта, с душевной болью и гневом М. Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта». В нем он бичует «завистливый и шумный свет», «палачей свободы», «жадною толпой стоящих у трона», и противопоставляет им восставшего «против мнений света» народного поэта А. С. Пушкина, смерть которого должна быть отмщена:
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь.
Это обличительное стихотворение быстро разошлось в списках. Вряд ли когда-нибудь в России стихи производили такое огромное впечатление. Горько и больно было видеть Лермонтову пассивную и пустую жизнь молодежи в эпоху, когда борьба необходима, когда «огонь кипит в крови»:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно.
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно...
Обвинением в бесцельности существования целого поколения звучат строки стихотворения «Дума»:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Своих современников поэт упрекает в равнодушии — у них нет искренней ненависти, настоящей любви, им безразлично искусство, они нищие духом:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
Гражданский приговор поэта неумолим:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Эта же горечь звучит у Лермонтова в стихотворении «Бородино»:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Тема общественной роли человека звучит и в стихотворении «Поэт и пророк». Назначение поэзии, считает Лермонтов, — «воспламенять бойца для битвы», призывно звучать «во дни торжеств и бед народных». Трагедия поэта-пророка, обреченного жить в условиях социальной неправды, раскрывается в стихотворении «Пророк». Поэт-гражданин вызывает ненависть к себе, его забрасывают камнями, изгоняют из городов в пустыню, его презирают. К его проповеди любви и правды люди относятся с озлоблением.
Не слава военной империи, не покой феодалов, не патриархальный уклад русской жизни дороги поэту-гражданину, когда он думает о своей родине.
М. Ю. Лермонтов «понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно» (Добролюбов). В своем задушевном стихотворении «Родина» он признается, как дорога ему родная природа, но еще дороже русский человек: «Проселочным путем люблю скакать в телеге... люблю дымок спаленной жнивы... чету белеющих берез». Гнев, осуждение, боль слышится в стихотворении «Прощай, немытая Россия!» Ту Россию, которую царь и вельможи именуют «великой, державной, могучей», Лермонтов называет «немытой». Он видит «страну рабов, страну господ», отданную во власть «голубых мундиров».
В поэзии М. Ю. Лермонтова мы слышим и гордый протест против действительности, и прямой призыв к свободе и справедливости. Нам понятны тоска поэта, его грусть, его разочарование. Но ближе всего нам Лермонтов «мятежный» — борец за новую жизнь, за человека-гражданина. Именно таким «к нам Лермонтов сходит, презрев времена» (В. Маяковский).
Похожие сочинения (3 самых похожих)
Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова(3 вариант)
Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова(2 вариант)
Еще сочинения из раздела Михаил Юрьевич Лермонтов
Стихотворение «Родина» М.Ю. Лермонтова. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» М.Ю. Лермонтова. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворения «Выхожу один я на дорогу» М.Ю. Лермонтова. Восприятие, толкование, оценка
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
|