А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Некрасов > Краткое содержание На Волге (Некрасов)
Распечатать это сочинение Краткое содержание На Волге (Некрасов)Распечатать
Версия для мобильных
Краткое содержание На Волге (Некрасов) - сочинение
Сочинение на тему: РЕКА ЛЮБВИ, «РАБСТВА И ТОСКИ» (Н. А. Некрасов. «На Волге»)

                    


На Волге

Повествование в стихотворении ведется от первого лица. Лирический герой рассказывает о себе. Он рос в глуши, но у берегов большой ре­ки. Здесь кричали кулики (небольшие болот­ные птички), недалеко глухо шумел камыш. На песке рядами важно сидели стаи белых птиц. Лирический герой сравнивает их с извая­ниями гробниц. Вдалеке виднелись горы. Бес­конечный лес казался ему синим. И такой синий лес скрывал ту сторону неба, куда уходило по ве­черам солнце.

И синий бесконечный лес Скрывал ту сторону небес,

Куда, дневной окончив путь,

Уходит солнце отдохнуть.

Спустя много лет лирический герой снова оказался на берегах той реки — Волги. Вновь пришел он к ней с приветом.

О Волга! после многих лет Я вновь принес тебе привет.

Он замечает, что они оба изменились за это время. Сам лирический герой спустя годы уже не тот. Но Волга все так же величава и светла, как раньше. Ее окружает все такая же даль и ширь. На острове среди песков виден все тот же монастырь. Но главное, что сохранил на мно­гие годы лирический герой, — трепет души при виде всего этого великолепия. Он снова ощутил его в своей душе, когда услышал звон колоко­лов. Все это осталось с ним на всю жизнь. Но только ничего уже не вернуть и не остановить бег времени. Поэтому у лирического героя не ос­талось ни убитых сил, ни прожитых лет.

Все то же, то же… только нет Убитых сил, прожитых лет.

Герой, глядя на реку, позабылся в розовых мечтах. Его одолел сон. И лишь зной царил над ним в это время. Но вдруг он услышал стоны. Лирический герой осматривает берег в той сто­роне, откуда он услышал эти звуки, разрушив­шие великолепие его воспоминаний. Он увидел идущих вдоль Волги бурлаков. Они шли, обви­тые бечевой, обутые в лапти.

Склонялись под своей ношей они почти до земли.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки…

Для лирического героя их мерный похорон­ный крик был дик и в то же время страшно ясен в этой безоблачной тишине. И сердце героя дро­гнуло. Он обращается со своими вопросами к Волге-матушке:

Волга!.. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я!

И он вспоминает, что раньше часто один на ут­ренней заре убегал к родной реке Волге. Тогда, казалось, еще весь мир спал, кроме него. И лишь алый блеск утреннего солнца скользил по темно-голубым волнам. Утром он ходил на помощь рыбакам и катался с ними по реке в челноке. Или бродил с ружьем по островам. Сравнивает себя в этот момент лирический герой с играю­щим зверьком, который резвится на берегу. Он то скатится на песок с высокой кручи, то бежит берегом реки, то бросает камешки. И в душе его раздается песня про удаль молодецкую.

И песню громкую пою Про удаль раннюю мою…

В подобное утро лирический герой даже не за­думывался о том, что может покинуть берега этого прелестного уголка. Но Волга принесла не только радость, но и вой бурлаков, который не мог оставить его равнодушным.

Лирический герой вспоминает, что когда-то давно-давно в такой же прекрасный час он услы­шал впервые этот звук. Он тогда им был оглушен и испуган. Герой решил выяснить, кто издает этот вой в такое прекрасное утро.

Я знать хотел, что значит он —

И долго берегом реки Бежал.

Он увидел на берегу уставших бурлаков, кото­рые принесли котел и развели костер. Между со­бой они повели неспешный разговор. Один спро­сил, когда они попадут в Нижний Новгород. Другой ответил, что надеется на то, что они туда придут к Ильину дню (православный праздник 2 августа). Другой участник разговора, человек с болезненным лицом, рассуждал о том, что, ес­ли бы зажило плечо, он смог бы тянуть лямку, как медведь. (В то время груз перевозился на баржах, к которым крепились длинные толстые веревки, концы же этих веревок представляли собой петли-лямки; бурлаки надевали на себя эти лямки бредя по берегу, тянули баржи). А во­обще, он думал о том, что самый лучший выход в этой жизни — умереть. Сам он потом лег на пе­сок немного отдохнуть. Лирический герой тогда его слов понять не мог. Однако и слова, и сам об­раз этого утомленного и унылого человека остал­ся надолго в его памяти.

Я этих слов понять не мог,

Но тот, который их сказал,

Угрюмый, тихий и больной,

С тех пор меня не покидал!

До сих пор сохранился в памяти героя тот образ. Лохмотья вместо нормальной одежды ярко свиде­тельствовали о его нищете. Сам он был изнеможен от непосильного труда. Да и во взоре его хоть и чи­тался укор, но взгляд был спокойным и безнадеж­ным. Все это произвело сильное впечатление на лирического героя. «Без шапки, бледный, чуть живой» лишь поздно вечером герой вернулся до­мой. Он пытается у своего окружения узнать, что он видел на берегу и осознать это. Ответы не оста­вили его равнодушным. Эти события не покидали его и ночью: он начал бредить во сне. Таким состо­янием он испугал няню. Она уговаривала его поси­деть дома, но он не послушал ее совета.

«Сиди, родименький, сиди!

Гулять сегодня не ходи!»

Но я на Волгу убежал.

Теперь лирический герой не узнал той Волги, которая запечатлелась в его сердце. С трудом он идет по песку, так как ноги проваливаются. Те­перь острова не манят своей ярко-свежей тра­вой. Даже знакомый крик прибрежных птиц ка­жется ему диким, зловещим и пронзительным. Волны тоже полны какой-то новой песнью.

И говор тех же милых волн

Иною музыкою полн!

Лирический герой горько рыдал, когда стоял в то утро на берегу родной реки. И первый раз он дал ей совсем другое имя: река рабства и тоски. Новые размышления породили в душе героя клятвы, которые он внутри себя хранит и теперь.

Что я в ту пору замышлял,

Созвав товарищей-детей,

Какие клятвы я давал —

Пускай умрет в душе моей.

Чтоб кто-нибудь не осмеял!

Бурлака он именует сумрачным и унылым. Впечатление, отставленное этим образом, сохра­нились на всю жизнь. Таким же его видит герой уже и во взрослой жизни. Все та же унылая пес­ня раздается по берегам родной реки, все те же лямки сковывает его силу и движение.

Унылый, сумрачный бурлак!

Каким тебя я в детстве знал,

Таким и ныне увидал:

Все ту же песню ты поешь.

Все ту же лямку ты несешь.

В чертах усталого лица лирический герой чи­тает всю ту же покорность, которая навсегда бу­дет частью образа бурлака. Но суровая среда не дает иного выхода. Поэтому и детям такая раб­ская покорность не становится хорошим уроком на будущее. Из поколения в поколение будет тя­нуться баржа по берегу прекрасной Волги.

Прочна суровая среда,

Где поколения людей Живут и гибнут без следа И без урока для детей!

Отец, прожив свою жизнь и простонав сорок лет под бременем непосильной ноши, и перед смертью не осознает, что можно жить совершен­но по-другому. Поэтому новую лучшую жизнь он не может передать своим сыновьям. Он не смог за всю жизнь задать себе тот вопрос, кото­рый мучает теперь лирического героя.

Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел?

Новый бурлак, теперь уже сын, проживет ту же жизнь и также умрет, никак не пытаясь ис­править свое положение. Он просто скорее всего даже не задумается над этим.

Как он, безгласно ты умрешь,

Как он, безвестно пропадешь.

И только песок заметет его след на этих бере­гах родной реки. Здесь бурлак прошел, словно узник, скованный ярмом, как цепями. И из века в век по берегу будут слышны только одни слова: «Раз да два!» Иногда послышится и болезнен­ный припев: «Ой». И голова будет мотаться в такт этой заунывной песне.

 

Картины природы, возникающие из-под пера Н. А. Некрасова, поражает своей реальностью и подлинностью. Читающий строки этого сти­хотворения словно тоже находится на берегу Волги-матушки. Река показана величавой и во всей своей красе. И вот именно ее даль и ширь наводят поэта на размышления о судьбе народа и его будущем.

Поэта в детские годы просто потрясла судьба русского бурлака, тянущего непосильную ношу по песку. Песня, слышанная им один раз, оста­ется с ним на всю жизнь. Разговор, случайно подслушанный на берегу, уже тогда заставляет задуматься о судьбе человека. Детские впечатле­ния от увиденного со временем переросли в веру в потенциальные силы русского человека, кото­рый сможет найти в себе силы, чтобы прожить свою жизнь по-иному. Взрослый поэт верит, что народу предначертана совсем иная судьба, где он сможет жить совершенно по-другому. Новое по­коление сможет осознать, что можно жить не только как-то иначе, но и передать свои раз­мышления и наблюдения следующему поколе­нию, которое сделает твердый шаг в нужном на­правлении. И по берегам величавой реки будут разноситься не заунывные песни, а мелодия со­вершенно другой тональности.






Похожие сочинения (3 самых похожих)
Сочинение на тему: РЕКА ЛЮБВИ, «РАБСТВА И ТОСКИ» (Н. А. Некрасов. «На Волге»)

Еще сочинения из раздела Николай Алексеевич Некрасов
Женский образ в стихотворении «Тройка» Н.А. Некрасова
Мое восприятие стихотворения Н.А. Некрасова «Тройка»
Стихотворение «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасова. Восприятие, толкование, оценка


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Николай Алексеевич Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов


Сочинение по теме Краткое содержание На Волге (Некрасов), Некрасов
Близкие сочинения
Сочинение на тему: РЕКА ЛЮБВИ, «РАБСТВА И ТОСКИ» (Н. А. Некрасов. «На Волге»)
Сочинение по картине: Ф. А. ВАСИЛЬЕВ. «ВИД НА ВОЛГЕ. БАРЖИ»
Сочинение по картине И. Репина «Бурлаки на Волге»
Чехов, Краткое содержание Пересолил Краткое содержание
Николай Алексеевич Некрасов. Какие новые темы зазвучали в творчестве по­эта


Из этой книги
Женский образ в стихотворении «Тройка» Н.А. Некрасова
Мое восприятие стихотворения Н.А. Некрасова «Тройка»
Стихотворение «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасова. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «В дороге» Н.А. Некрасова. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода») Н.А. Некрасова. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Размышление у парадного подъезда» Н.А. Некрасова. Восприятие, толкование, оценка
Сочинение: Идея и образы стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»
Сочинение на тему: РУССКАЯ ЖЕНЩИНА В ПОЭЗИИ Н. НЕКРАСОВА

Популярные сочинения

  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Осенний день сочинение 5 класс
  3. Герасимов после дождя сочинение 6 класс
  4. Слово о полку игореве сочинение
  5. Мир и космос сочинение
  6. Сочинения на темы дружба и вражда
  7. Современные Ромео и Джульетта сочинение
  8. Безплатно скачать сочинения онародном промосле
  9. Сравнительная характеристика Лизы и Эраста
  10. Миниатюра сочинение падают листья
  11. Сочинение на тему чудная церковь
  12. Сочинение о осени 9 к
  13. Сочинение по творчеству Пушкина 10 класс
  14. Сочинение на тему что я люблю
  15. Мини сочинение на тему холодная осень