Тема. Александр Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Смысл сопоставления князя и кудесника как отражение главной мысли поэта
Цель: показать причины обращения поэта к истории, пояснить, в чем проявилось воплощение в материале далекого прошлого; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, навыки выразительного чтения в лицах;
Воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, чувство слова; воспитывать умение видеть ассоциативные связи в произведениях разных видов искусства. Оборудование: портрет А. Пушкина; иллюстрации В. М. Васнецова к «Песне о вещем Олеге».
ХОД УРОКА
I. Конкурс выразительного чтения баллад наизусть
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Слово учителя
— Говоря об обращении А. С. Пушкина к исторической тематике, мы отметили глубокое уважение и неподдельный интерес поэта к прошлому, его умение «погружать» читателя в изображаемую эпоху путем введенная в текст баллады устаревшей лексики.
Но есть еще что-то, ради чего поэт обратился к прошлому Словно Пушкин хотел найти в былом ответы на мучившие его в настоящем вопросы, сделать свои мысли о современности достоянием общества.
2. Словарная работа (проверка домашнего задания)
Вещий — (высокий стиль). Предвидящий будущее, пророческий.
Словарь русского языка С. И. Ожегова.— М.: Русский язык, 1990.— С. 82.
Віщій, кому все вьдомо и кто вьщает будущее; прорицатель, предсказатель; //умный, мудрый, смотрокь, предусмотрительный //разсудительный, умно и красно говорящій.
Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.— М.: Русский язык, 1989.— Т. 1.— С. 336.
3. Беседа с учащимися по домашнему заданию
1) Кого Пушкина называет в балладе «вещим»? («Вещий Олег») Почему он вещий?
2) Какое еще слово, понятие в балладе Пушкин сопровождается этим определением? («Вещий язык» — о волхвах)
3) Какие еще определения создают образ кудесника? («Мудрий старец», «вдохновенный кудесник»)
Учитель. Поскольку сюжет «Песни о вещем Олеге» Пушкина от летописного сказання в «Повести временных лет» отличается именно
* красно — красиво.
Образами князя Олега и старого волхва, основан именно на их диалоге, давайте исследуем текст внимательнее.
III. Формирование новых знаний, умений и навыков
1. Выразительное чтение баллады в лицах
2. Письменный подбор материала с целью сравнения персонажей с соответствующим попутным комментарием
Князь Олег Кудесник
«Князь по полю едет на Берном коне» «...подьехал Олег» «Из темного леса навстречу ему //идет вдохновенный кудесник»
Учитель. Итак, князь разговаривает со старикомволхвом, сидя в седле, свысока. Обращаясь за предсказанием (помощью, советом), он даже внешне подчеркивает свое превосходство.
(Обращение к иллюстрациям В. М. Васнецова)
Князь Олег
«могучий владыка»
«соседивраги»
«победой прославлено имя твоє»
«волны и суша покорны тебе»
«завидует недруг»
«и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя»
«незримьш хранитель могущему дан» Кудесник
«любимец богов»
Ничего земного: ни богатства, ни положения
Следствие могущества на земле; признано всеми и во всем
Учитель. Обратите внимание: в начале баллады князь характеризуется как «могучий», через некоторое время мы наблюдаем повторение характеристики, но на качественно новом зтапе, высоким стилем. Отсюда и разговор свысока:
Не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня.
Князь привык, что его боятся и ждут от него наказания («обрек он мечам и пожарам») либо награды. Что же отвечает князю собеседник?
Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен.
Могущество, сила, богатство, положение на земле для волхва не имеет значення!
Обратите внимание: кудесник говорит во множественном числе «волхвы», «им», причисляя себя к какому-то определенному кругу, избранность которого с гордостью отмечает: «Правдив и свободен их вещий язык //И с волей небесною дружен».
Он — как посланник, глашатай воли небес судьбы: «Запомни же ныне ты слово моє».
Благодарит ли князь волхва за предсказание? Можно ли сказать, что оно произвело на него впечатление? (Да, он отдал подробные и очень змоциональные (!) указания насчепг коня, он даже вспомнил о коне через время.)
А почему же князь не поблагодарил кудесника? (Не счел нужным, воспринял как службу, как само собой разумеющееся.)
Сбылись ли предсказания формально? Какова реакция князя?
(О коне
Князь вспоминает в некотором смисле потребительски:
«Мой конь и донине носил би меня» «Не ти под секирой ковьть обагрить //И жаркою кровью мой прах напоишь!»
О кудеснике:
Оскорбительно, за глаза:
«Кудесник, ти лживий,
Безумний старик! //
Презреть би твоє предсказанье!»
О судьбе:
«Вот где таилась погибель моя! //Мне смертию кость угрожала!»)
Чем заканчивается баллада?
Кого показал Пушкин в образе кудесника?
IV. Подведение итогов урока
Учитель. Основное в балладе не просто развитие сюжета, рассказ о событиях, здесь важна авторская оценка происходящего. Автор может использовать тему далекого прошлого, чтобы высказать свое мнение о настоящем.
Кто, по мнению Пушкина, «вдохновенный кудесник»? Чей «вещий язык» «правдив и свободен»? Кто не боится «могучих владык»?
Вернемся к толкованию В. Даля: поэт — «…умно и красно говорящий».
Итак, это о поэте, точнее, о себе писал Пушкин.
V. Домашнее задание
Подготовка к конкурсу выразительного чтения баллад наизусть. индивидуальное задание: подготовить сообщение о Р. Стивенсоне.
Похожие сочинения (3 самых похожих)
Образ главной героини в романе Л. Толстого «Анна Каренина»
«Секрет чарующего обаяния» главной героини романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
А. К. Толстой. Князь Серебряный. ГЛАВА 14. Передайте смысл спора Бориса Годунова и князя Серебряного.
Еще сочинения из раздела Александр Пушкин
Сочинение-миниатюра. Мое восприятие стихотворения А.С. Пушкина «К***»
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
|