Цель урока: совершенствовать умения воспринимать на слух текст научно-популярного стиля и подробно воспроизводить его содержание по самостоятельно составленному плану (простому и сложному).
Материал для словарно-семантической работы: термический, синтезировать, люминесцентный, кинескоп, флуоресцентный
Основное содержание урока.
I. Слово учителя о значении в жизни каждого человека умений воспринимать на слух тексты научно-популярного стиля и письменно излагать их содержание по самостоятельно составленному простому или сложному плану. Следует подчеркнуть, что эти умения учащимся потребуются сразу же после окончания школы, если они захотят продолжить обучение в средних специальных или высших учебных заведениях, где им может быть предложено в качестве вступительного экзамена по русскому языку подробное изложение научно-популярного текста на тему, связанную с будущей профессиональной деятельностью абитуриентов. Обращается внимание на то, что такой текст обычно написан на основе рассуждения, содержит специальную лексику. Поэтому при работе над его письменным пересказом важно сохранить особенности построения, правильно использовать термины, не употреблять те из них, значение которых учащимся не известно.
II. Первое ознакомление с текстом изложения. Учитель выбирает тематику текста по своему усмотрению. Например:
Человек с незапамятных времён мечтал удлинить свой день. Недаром он обожествлял и берёг огонь — этот древний источник тепла и света. Сидя тёмными вечерами возле чадящей лучины, человек сочинял сказки про волшебное светящееся перо жар-птицы. Такое «волшебное перо» найдено химиками в виде светящихся составов, или люминофоров.
Свет отождествляется в нашем понятии с теплом, а люминофоры дают холодный свет. Правда, с холодным светом мы иногда встречаемся в природе. В ночное время можно наблюдать фантастически красивое зрелище — свечение морей. Это светятся животные и растения. Учёные доказали, что своим свечением море обязано живым организмам — оно возникает лишь в клетках животных или растений. Светящиеся тельца встречаются и в лесу—светлячки, гнилушки,
В основе холодного света люминофоров лежат явления флуоресценции и фосфоресценции. Суть первого в том, что поверхность, покрытая флуоресцирующим веществом, светится, например, под действием ультрафиолетовых лучей. Но как только источник освещения удаляют, тут же прекращается и флуоресценция. А фосфорирующие вещества светятся в темноте и после того, как их некоторое время освещали.
Способностью светиться обладает не весь люминофор, а лишь некоторые его участки. Они находятся там, где в кристаллической решётке есть нарушения, возникающие при термической обработке.
Сам же процесс свечения возникает в результате электронного перехода в атомах, молекулах и ионах. Под действием видимого света или ультрафиолетовых лучей электроны люминофоров возбуждаются и перемещаются на уровни с более высокой энергией. Возвращаясь затем в исходное состояние, они излучают избыток энергии в виде квантов света. Однако простым глазом мы видим не отдельные вспышки, а сплошной поток света.
Применяются люминофоры в люминесцентных лампах, в производстве телевизионных кинескопов, осциллографов, радиолокационных и рентгеновских экранов.
Известны и органические светосоставы — люминогены. В основном это различные производные бензола и других ароматических соединений. Из люминогенов изготовляют эмали, свет от которых отражается на большие расстояния. Их используют для окрашивания бакенов, при изготовлении опознавательных знаков на самолётах, дорожных указателях. Маркировку самолёта, выполненную флуоресцентными красками, можно видеть с расстояния двадцати километров. Флуоресцентные краски применяют в текстильной промышленности, для украшения предметов быта, изготовления театральных декораций.
Светящаяся синтетическая радуга ярко горит там, где она нужна людям. (По В. Седельникову).
III. Беседа по содержанию текста. Запись слов-терминов, выяснение их значения по словарю.
IV. Повторное чтение. Работа над письменным изложением текста по самостоятельно составленному плану.
Домашнее задание: прослушать и письменно воспроизвести содержание какой-либо радио - или телепередачи, тематика которой связана с будущими профессиональными интересами.
Похожие сочинения (3 самых похожих)
Человек и научно-технический прогресс в романах К. Воннегута
Человек и научно-технический прогресс в романах К. Воннегута
Научно-художественная литература для детей
Еще сочинения из раздела Сочинения для 10-го класса
Сочинение на тему: СЕЙСМИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
|