А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Герой нашего времени > Сочинение на тему ЛЕРМОНТОВ И БАЙРОН
Распечатать это сочинение Сочинение на тему ЛЕРМОНТОВ И БАЙРОНРаспечатать
Сравнение Лермонтова и БайронаВерсия для мобильных
Сочинение на тему ЛЕРМОНТОВ И БАЙРОН - сочинение
Лермонтов, «Нет, я не Байрон, я другой». В чем вы видите основную мысль этого стихо­творения
М. Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой» Найдите стихотворения, в которых поэт вспо­минает о Байроне
Сообщение на тему: «Нет, я не Байрон, я другой»

                    


Михаил Юрьевич Лермонтов… Джордж Гор­дон Байрон… Два имени. Две страны. Два време­ни. Две судьбы… Что общего между этими людь­ми? Что сближает их? Что делает их фигуры та­кими значительными и важными в истории ми­ровой культуры? Что заставляет нас снова и сно­ва говорить об их творчестве? Говорить, как о ярком и неповторимом явлении жизни, литера­туры, истории.

Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит!

Наверное, трудно найти человека, которому не были бы известны эти прекрасные строки ве­ликого русского поэта М. Ю. Лермонтова. И вряд ли взволнованный, мятежный слог автора может кого-то оставить равнодушным.

Но вот в памяти всплывают другие строки, написанные двумя десятилетиями ранее в дале­кой Англии, другим поэтом:

Все кончено — и вот моя Трепещет на волнах ладья.

Крепчая, ветер снасти рвет,

И громко свищет, и ревет.

Пора… Так, видно, рок сулил…

В них те же чувства, тот же знакомый слог, та же мятежная душа. Но почему в сердцах двух разных поэтов родились такие похожие строки? Что заставляло их героев бежать от родных бере­гов? Куда? Зачем? На эти вопросы может отве­тить история.

Дж. Байрон жил и творил в сложную эпоху, наступившую после Французской революции. Сын своего века, он впитал в себя противоречи­вые устремления послереволюционной поры. Неуравновешенный, бунтарский облик его героя стал отражением переходного времени — перио­да крупных политических и экономических пе­ремен, кровопролитных войн, крушения импе­рии Наполеона.

Его Чайльд-Гарольд, образ во многом автоби­ографичный, охваченный духом непримиримос­ти и неуспокоенности, восклицает:

Наперекор грозе и мгле,

В дорогу, рулевой!

Веди корабль к любой земле,

Но только не к родной!

Привет, привет, морской простор,

И вам — в конце пути — Привет, леса, пустыни гор!

Британия, прости!

«Поэзия Байрона, — писал В. Г. Белинский, — это вопль страдания, это жалоба, но жалоба гор­дая, которая скорее дает, чем просит, скорее снис­ходит, чем умоляет».

Стихотворения этого поэта отражают всю глу­бину его духовного мира, его боль за человека и человечество, страдания энергичной, свободолю­бивой личности, вынужденной жить в эпоху тор­жества реакции. Произведения Байрона пропи­таны героикой борьбы:

Я возглашаю: камни научу я

Громить тиранов! Пусть не говорит

Никто, что льстил я тронам!

Вам кричу я,

Потомки! Мир в оковах рабской тьмы!

Таким, как был он, показали мы!

Те же чувства, то же страдание, то же непре­одолимое стремление к борьбе мы видим и в по­эзии М. Ю. Лермонтова. И, наверное, именно по­этому им были переведены следующие строки Дж. Байрона, удивительно тонко передающие эмоциональное состояние обоих поэтов:

Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!

Вот арфа золотая;

Пускай персты твои, промчавшися по ней, Пробудят в струнах звуки рая.

Пусть будет песнь твоя дика. Как мой венец, Мне тягостны веселья звуки!

Я говорю тебе: я слез хочу, певец,

Иль разорвется грудь от муки.

Страданьями была упитана она,

Томилась долго и безмолвно;

И грозный час настал — теперь она полна,

Как кубок смерти, яда полный.

В 1814 году, когда родился М. Ю. Лермонтов, в памяти народа еще были свежи воспоминания о разгроме наполеоновской армии. Писать же Ми­хаил Юрьевич начал после разгрома декабристов, в 30-е годы. Исторические события, потрясшие Россию, еще не ушли в прошлое, в воздухе вита­ли тяжелые, противоречивые настроения. И, ко­нечно, поэт не мог пройти мимо этих настроений, не мог не выразить дух эпохи, основными черта­ми которой были тревожные сомнения и разду­мья о жизни, сожаление о прошлом без надежды на будущее:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Здесь вспоминаются строки байроновского «Дон Жуана», в которых звучит грустная ирония в адрес тех, кто ведет пассивную, безрадостную жизнь и потому не увидит грядущих перемен:

Где старый мир, в котором я родился? Воскликнул Юнг восьмидесяти лет,

Но я и через восемь убедился,

Что старого уже в помине нет.

Как шар, стеклянный этот мир разбился И растворился в суете сует;

Исчезли денди, принцы, депутаты,

Ораторы, вожди и дипломаты.

Атмосфера в стране во многом повлияла на то, что Лермонтов очень рано осознал себя как поэт, осознал потребность души откликнуться на собы­тия современности, высказать протест против по­корности и пассивности, призвать к борьбе за сво­боду.

Жадно впитывая в себя творчество великих классиков (Пушкина, Жуковского, Рылеева, Шиллера, Гете и др.), Лермонтов у каждого из них находил мысли и чувства, созвучные своим собственным. Но особенно близким по духу ему был именно Байрон. Свобода, независимость и счастье людей стали главным смыслом жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, так же, как в свое время эти идеалы стали главными для Дж. Бай­рона.

Лермонтов всерьез увлекся творчеством анг­лийского поэта, многие из его стихотворений пе­ревел на русский язык: «Умирающий гладиа­тор», «Еврейская мелодия» («Душа моя мрач­на…»), «Как одинокая гробница» и др., из неко­торых заимствовал отдельные строки, другие послужили основанием для создания им соб­ственных произведений, таких как «Ночь. I», «Ночь. II», «Подражание Байрону», «Видение» и др. Многочисленные высказывания и мысли Дж. Байрона глубоко и надолго проникали в его сердце, некоторые из них он даже записывал в свою тетрадь: «Говорят (Байрон), что ранняя страсть означает душу, которая будет любить изящные искусства…» Так же как и Байрон, Лер­монтов постоянно стремится к поиску героичес­кой личности, свободной и независимой, непрек­лонной в своем решении противопоставить себя общепринятому, мелочному, пошлому; героя, связанного с великими переменами, совершаю­щимися в мире.

Байрона эти поиски привели к созданию гор­дого Чайльд-Гарольда, «мятежного сына свобо­ды», Лермонтова — к появлению Мцыри, живу­щего «одной, но пламенной страстью» — стремлением к свободе, и восклицающего:

Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?..

И все-таки Лермонтов не отождествлял себя полностью с автором «Чайльд-Гарольда». Он со всей определенностью заявлял, утверждая соб­ственную творческую самостоятельность: «Нет, я не Байрон, я другой». В сердце поэта постепенно происходит переоценка многих ценностей, в том числе понятия счастья, которое становится для него почти синонимом успокоенности, отгорожен­ности от бедствий и страданий, переполняющих жизнь («Я жить хочу! хочу печали любви и счас­тию назло…»). Лирический герой Лермонтова уже не скиталец-романтик, так как конфликт между обществом и поэтом стал намного глубже и трагич­нее. Этот конфликт, этот бунт, по словам Д. Анд­реева, «вовсе не так последователен, упорен иглу- бок, как у Байрона, он не уводит поэта ни в добро­вольное изгнание, ни к очагам освободительных движений». Герой Лермонтова — «еще не ведо­мый избранник» «с русскою душой», в которой, как в океане, лежит «надежд разбитых груз». «Кто может, океан угрюмый, твои изведать тай­ны? — спрашивает поэт. — Кто толпе мои расска­жет думы?» И ответ может быть для него только один: «Я — или Бог — или никто!»

Удивительное и неповторимое творчество двух великих поэтов никогда не перестанет быть интересным и волнующим для нас, читателей. Страстные сердца двух борцов за свободу будут снова и снова звать за собой. И вновь и вновь мы будем видеть сходство между ними, невольно сравнивать, находить отличия и от этого еще больше сознавать уникальность и важность их творческого наследия. Чайльд-Гарольд и Мцыри, М. Ю. Лермонтов и Дж. Байрон всегда будут сто­ять в одном ряду, но, благодаря своей яркой ин­дивидуальности, никогда не сольются в один об­раз.








Похожие сочинения (3 самых похожих)
Лермонтов, «Нет, я не Байрон, я другой». В чем вы видите основную мысль этого стихо­творения
М. Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой» Найдите стихотворения, в которых поэт вспо­минает о Байроне
Сообщение на тему: «Нет, я не Байрон, я другой»

Еще сочинения из раздела Герой нашего времени
Сюжетно-композиционное своеобразие романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Пейзаж и его функции в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Сочинение: Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Герой нашего времени

Герой нашего времени


Сочинение по теме Сочинение на тему ЛЕРМОНТОВ И БАЙРОН, Герой нашего времени
Близкие сочинения
Лермонтов, «Нет, я не Байрон, я другой». В чем вы видите основную мысль этого стихо­творения
М. Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой» Найдите стихотворения, в которых поэт вспо­минает о Байроне
Сообщение на тему: «Нет, я не Байрон, я другой»
Сообщение на тему: «Нет я не Байрон я другой»
Сообщение на тему: «Нет, я не Байрон, я другой...»
Джордж Гордон Байрон в английском парламенте
Дж. Г. Байрон. В день, когда мне исполнилось тридцать шесть лет. О чем мечтает поэт
Дж. Г. Байрон. Стансы. Романс
Дж. Г. Байрон. Видение Бальтасара. Поверил ли царь предсказанию
Дж. Г. Байрон. Душа моя мрачна. Чем оправдано название стихотворения


Из этой книги
Сюжетно-композиционное своеобразие романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Пейзаж и его функции в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Сочинение: Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Сочинение: Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя времени». (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Сочинение: Как можно объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Сочинение: Тема судьбы и ее развитие в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Сочинение: Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Сочинение: Смысл названия и своеобразие главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Проявление характера Печорина во взаимоотно­шениях с Грушницким, Вернером, Верой, княжной Мери

Популярные сочинения