Невыносимая жизнь под гнетом Кабанихи, тоска по свободе явились причиной зарождения чувства Катерины к Борису. Он кажется ей человеком из другого мира, с ним она связывает свои надежды на счастье. Но Борис только внешне отличен от безвольного и безропотного Тихона. Он образован, не глуп, но тоже угнетён. Но в нем нет протеста. Он из корысти своей согласен терпеть унижения - в надежде получить наследство. Он хуже Тихона, который просто необразован, не очень умен да еще с детства «забит» своей мамашей. Борис же еще и корыстен, расчетлив. И еще более непростительно его пособничество самодурам «тёмного царства», так как, в отличие от Тихона, Борис понимает всю преступность их деспотизма. Даже при последнем свидании с Катериной, когда он ясно видит, что любившая его и любимая им женщина погибает, он не может отделаться от трусливой мысли: «Не застали бы нас здесь!»
Прямая противоположность Борису - Ваня Кудряш. Он горячо и искренне любит Варвару: «Я за свою... да я и не знаю что сделаю! Горло перерву!»
И, в отличие от Бориса, он не останавливается перед тем, чтобы бежать с Варварой из Калинова и начать новую жизнь. Особенно лихой русский характер Кудряша раскрывается в его песнях, гармонически сочетающихся с волжским пейзажем.
Смелая и решительная, под стать Кудряшу, -Варвара. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению Варвара не может открыто выступить в защиту своих прав, и вынуждена хитрить. Она презирает бесхарактерность брата, возмущается бессердечностью матери, но душевные порывы Катерины ей непонятны.
Катерина отличается по складу своего характера от всех действующих лиц в «Грозе»: цельная, честная, искренняя, она неспособна на ложь и фальшь, поэтому ее жизнь складывается так трагично.
Катерина - натура поэтическая. Это проявляется е каждом ее слове. Она чувствует красоту природы и любит ее: «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много», - рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Часто снилось ей, что она летает, как птица. В этом выражается свободолюбивая возвышенность души Катерины. Нежная, поэтическая душа Катерины «завяла совсем» в мрачной атмосфере кабановского дома; Как птица, которая не может жить в клетке, она погибает.
В основе протеста Катерины против гнета «темного царства» лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Всем своим существом она почувствовала, что жить в «тёмном царстве» -хуже смерти, И она предпочла смерть неволе.
Катерина явилась первым в русской литературе типом решительного, цельного русского женского характера. Поэтому Добролюбов и сравнил ее с лучом света, осветившим не только ужасы «темного царства», но и приметы его близкого конца.
В «Грозе», по словам И. А. Гончарова, улеглась картина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью. Действие пьесы не выходит за пределы семейного, бытового, конфликта, но этот конфликт имеет большое социальное значение. Пьеса явилась страстным обвинением деспотизма и невежества, царивших в то время в России, горячим призывом к свободе и свету.
Похожие сочинения (3 самых похожих)
Краткое содержание: «Как под горкой, под горой»
Они остались вечно живы под Москвой (по повести К. Д. Воробьева «Убиты под Москвой»)
Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью» А.А. Ахматовой. Восприятие, толкование, оценка
Еще сочинения из раздела Гроза
Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского, художественные предварения
Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского По пьесе «Гроза»
Сочинение на тему: ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ И «ТЕМНОЕ ЦАРСТВО» В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
|