А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Доктор Живаго > Дети в романе Б Пастернака «Доктор Живаго»
Распечатать это сочинение Дети в романе Б Пастернака «Доктор Живаго»Распечатать
Версия для мобильных
Дети в романе Б Пастернака «Доктор Живаго» - сочинение
Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
Доктор Живаго характеристика образа Евграфа (Живаго Евграф Андреевич)

                    


Многие писатели обращались к детской теме в своем творчестве. И каждый из них находил что-то особенной в этом образе. Например, для некоторых дети были символом чистоты, «сосудом божьей радости». Для кого-то это был идеальный подходящий образ для отражения взрослой жестокости и невнимания. Детские судьбы, словно призмы, преломляли все перегибы, что творили «большие» люди. И при этом не стоит забывать, что именно дети способны на каком-то подсознательном уровне чувствовать настроение собеседника или просто окружающих людей. Много раз отмечалось, что подкупить ребенка можно только лаской и вниманием. А невнимательность только губит юные еще и молодые души. На первый взгляд дети не являются центральными персонажами романа «Доктор Живаго». Они скорее всего служат как раз той призмой, через которую преломляется такая неоднозначная эпоха, которую пытается понять и описать автор.

«В романе Пастернак пишет историю поколения безотцовщины», — так обозначает эту направленность в «Докторе Живаго» И. Н. Сухих. И, действительно, роль отца в романе не удается многим героям. Например, отцы Дудорова и Антипова на каторге. Лару «образовывает» по своему вкусу Комаровский. Он же и играет зловещую роль и в смерти отца Юрия Живаго. «Он  бросился на всем ходу со скорого вниз головой на насыпь, как бросаются с мостков купальни под воду, когда ныряют». И получается, что в таких безотцовских семьях их воспитывает среда и исторические события. Ведь материнская забота формирует лишь отношение к людям, человечность, внимание. Мужская же сторона воспитания в ответе за отношение и восприятие детьми окружающего мира. И вот у детей в романе нет такого посредника. Они напрямую или один на один стоят со средой. «Привычный конфликт отцов и детей на рубеже столетий, — пишет И. Н. Сухих, — превращается в столкновение детей и времени». Однако и те, у кого есть отцы в романе, тоже порой остаются наедине с мучавшими их вопросами. «Когда он  обращался за ответом к отцу, тот говорил, что его исходные точки нелепы и так рассуждать нельзя... И... Миша постепенно переполнился презрением к взрослым, заварившем кашу, которой они не в силах расхлебать. Он был уверен, что когда он вырастет, он все это распутает».

 

Однако так сказать о самом Юрии Живаго нельзя. Если оставить в стороне исторические события и «крутые» повороты жизненных судеб, то у Живаго, по сути, не получается такая роль, как отец. В романе даже задается такой вопрос: «Что он знал о сыне?» Будучи мобилизованным он узнает малыша в больнице по плачу. «Ребенок тоже кричал «уа, уа», и то же без оттенка страдания, но как казалось, не по обязанности, а с каким-то впадающим в бас умышленным угрюмым недружелюбием». Дальнейшее знакомство продолжалось по фотокарточкам. Однако и долгожданная встреча оставила лишь чувство недоброго предзнаменования. «Сашенька близко подпустил незнакомого и небритого мужчину, ...и когда тот наклонился... злобно с размаху шлепнул его по лицу». Но самой горькой оказалась судьба дочери Лары и Юры — Таньки Безочередевой. «Она из беспризорных, неизвестных родителей. Наверное, где-то в глубине России, где еще чист и не тронут язык, звали ее безотчею, в том смысле, что без отца». Вот так и новое поколение детей выросло без отца. Но эти два поколения разводит в разные стороны Гордон: «Возьми ты это блоковское «Мы дети страшных лет России» — и сразу увидишь различие эпох. Когда Блок говорил это, это надо было понимать в переносном смысле, фигурально. И Дети были не дети, а сыны, детища, интеллигенция, и страхи были не страшны, а провиденциальны, апокалиптичны, а это разные вещи. А теперь все переносное стало буквальным, и дети — дети, и страхи страшны, вот в чем разница».

А эпоха диктует свои законы. «Потому пятый год, декабрьские события в Москве воспринимаются как закономерное возмездие, — отмечает И. Н. Сухих, — не Комаровскому, а всему миру». Не даром именно мальчикам, по словам Лары, автор вкладывает в руки оружие. ««Мальчики стреляют», — думала Лара. Она думала так не о Нике и Пату-ле, но обо всем стрелявшем в городе. «Хорошие, честные мальчики, — думала она. — Хорошие. Оттого и стреляют»». Но ведь стреляет и сама Лара. На это ее подталкивает «воспитание» Комаровского." И ее поступком тоже восхищаются, например Живаго. «Так это она стреляла? В прокурора? Наверное, политическая... Теперь ей не поздоровиться. Как она горделиво хороша! А эти! Тащат ее черти, выворачивая руки, как пойманную воровку». Но если и взрослые порой сгибаются под тяжестью исторических событий, то уж и детям здесь вряд ли устоять. Юра потом понимает, что поступок, которым он восхищался, дался Ларе очень дорогой ценой. «У Лары подкашивались ноги. Ее держали за руки, чтобы она не упала, и с трудом дотащили до ближайшего кресла, в которое она и рухнула».

Детям, этому поколению, остается всего лишь один выход — воспитываться средой и теми средствами, что она им предлагает. И уже потом на основе этого строить свою дальнейшую жизнь. Конечно, отсутствие отца и вообще семейной атмосферы все равно сказывается на детях. Например, отношение Сашеньки (сына Юрия) к отцу. Без отца остается и Катенька (дочь Лары). Правда, для нее на какое-то время «отцом» становится Живаго.

Детские годы и беззаботность в романе Пастернака просто куда-то исчезают. Исторические события и эпоха просто закрывают собой детские души и сердца. Они не раскрываются, подобно цветку, а, наоборот, замыкаются где-то глубоко в себе. У них именно там и есть что-то светлое и чисто детское. И надежду на то, что внутренняя детскость скоро сможет свободно стать неотъемлемой частью детской души, дает Пастернак в конце романа. «Состарившимся друзьям у окна казалось, что эта свобода души пришла... что они вступили в это будущее и отныне в нем находятся. Счастливое, умиленное спокойствие за этот святой город и за всю землю, за доживших до этого вечера участников этой истории и их детей проникало их и охватывало неслышною музыкой счастья, разлившейся далеко кругом».

И хочется искренне верить, что детей больше не затмит историческое время. Наоборот, они станут центром и останутся наполненными чудесной музыкой счастья.






Похожие сочинения (3 самых похожих)
Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
Доктор Живаго характеристика образа Евграфа (Живаго Евграф Андреевич)

Еще сочинения из раздела Доктор Живаго
Сочинение по роману Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Доктор Живаго

Доктор Живаго

Сочинение по теме Дети в романе Б Пастернака «Доктор Живаго», Доктор Живаго
Близкие сочинения
Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
Доктор Живаго характеристика образа Евграфа (Живаго Евграф Андреевич)
Доктор Живаго характеристика образа Живаго Юрия Андреевича
Изображение природы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
Трагедия интеллигенции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
Характер героя и средства его создания в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
«Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости...» (Н. В. Гоголь). По роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»
Сочинение по роману Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
Революция глазами Пастернака (По роману «Доктор Живаго»)


Из этой книги
Сочинение по роману Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
«Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости...» (Н. В. Гоголь). По роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»
Изображение природы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
Революция глазами Пастернака (По роману «Доктор Живаго»)
Трагедия интеллигенции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
Характер героя и средства его создания в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

Популярные сочинения