А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Заболоцкий > Принцип «Мысль — образ — музыка»
Распечатать это сочинение Принцип «Мысль — образ — музыка»Распечатать
Версия для мобильных
Принцип «Мысль — образ — музыка» - сочинение
«Мысль семейная» и «мысль народная»
Противопоставление — художественный принцип романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Сатира как творческий принцип «сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина

                    


Принцип «Мысль — образ — музыка»

Действие принципа «Мысль — образ — музыка» можно рас­смотреть на стихотворении «Я воспитан природой суровой…». Заболоцкий пишет о своём желании проникнуть в жизнь приро­ды, слиться с её великим движением.

Стихотворение вызывает ощущение строгости, чеканности, чёткости и в то же время загадочности.

Две первые строки стихотворения, которые звучат аскетично, без аффектации. Главное в них — мысль:

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног…

Антитеза, спаянная с лаконичной метафорой, в основе кото­рой — олицетворение:

…Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника твёрдый клинок.

Поэт говорит о самых простых, привычных растениях, кото­рые мы привыкли не замечать. Но в строфе чувствуется недого­ворённость, недосказанность. В чём она? «…Мне довольно заме­тить…» — довольно для чего? Поэт не договаривает, но мы понимаем: довольно прикосновения к жизни привычных расте­ний, чтобы почувствовать своё родство со всей природой.

Вторая строфа разворачивает сжатую мысль первой строфы:

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня Первых листьев его появленье На рассвете весеннего дня.

В этом , четверостишии мы не видим эпитетов как образных определений предмета: все определения предельно просты, обу­словлены логикой текста: «простое растенье», «первых листьев», «весеннего дня». Но волшебство подлинной поэзии в том, что она способна создать яркие художественные образы из самых обыч­ных прилагательных, возвысить простоту до поэзии. Отметим также, что средства, выбранные поэтом, соответствуют мысли стихотворения: было бы странно говорить о простоте с помощью вычурных метафор и эпитетов. Поэт строит строфу на антитезе: «Чем обычней…, / Тем живее…».

Третья строфа в ярких образах показывает нам природу как самостоятельную сущность, государство, независимое от челове­ка, в котором этот человек — всего лишь часть огромного целого. Опять мы чувствуем некоторую недосказанность: о чём, «зады­хаясь», поёт ручей?

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поёт,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

Строфа звучит в целом на более высокой ноте, чем две пре­дыдущие, за счет непривычных сочетаний слов: «в государстве ромашек», «запрокинув лицо в небосвод».

В четвёртой строфе мы вместе с автором обращаем свой взгляд к звёздам, ощущаем неразрывность жизни человека, про­стого подорожника и «туманных звёзд»:

Жизнь потоком светящейся пыли Всё текла бы, текла сквозь листы,

И туманные звёзды светили,

Заливая лучами кусты.

Обращаем внимание на повторение: «…Всё текла бы, текла сквозь листы…». Слово «листы» (не «листья») звучит в этом тексте не случайно: возникает ассоциация с книгой мировой жизни, в которой запечатлевается бытие каждой частицы «све­тящейся пыли». Словно исподволь звучит в строфе странное не­соответствие: «туманные звёзды» способны «заливать лучами кусты». Мы понимаем, что дело не в видимой яркости света, а в его всепроникающей способности соединять далёкое и близкое, великое и малое — огромные звёзды и маленькие кусты на од­ной из планет.

В четвёртой строфе — выразительные аллитерации и повтор («…Всё текла бы, текла…», которые придают строкам музыкаль­ность.

В последней строфе перед нами человек, способный ощущать гармонию мира:

И, внимая весеннему шуму Посреди очарованных трав,

Всё лежал бы и думал я думу Беспредельных полей и дубрав.






Похожие сочинения (3 самых похожих)
«Мысль семейная» и «мысль народная»
Противопоставление — художественный принцип романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Сатира как творческий принцип «сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Еще сочинения из раздела Николай Алексеевич Заболоцкий
Темы, идеи, образы лирики Н.А. Заболоцкого
Утверждение нравственных ценностей и философский смысл лирики Н. А. Заболоцкого
Заболоцкий: страницы биографии


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Николай Алексеевич Заболоцкий

Николай Алексеевич Заболоцкий

Сочинение по теме Принцип «Мысль — образ — музыка», Заболоцкий
Близкие сочинения
«Мысль семейная» и «мысль народная»
Противопоставление — художественный принцип романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Сатира как творческий принцип «сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина
Сочинение на тему: МУЗЫКА СТИХА В ПОЭЗИИ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» (СОЧИНЕНИЕ-АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ)
Музыка стиха в поэзии «Серебряного века»
Музыка революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Сочинение на тему: МУЗЫКА В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Сочинение на тему: МУЗЫКА ВЕСЕННЕГО ЛЕСА
Сочинение на тему: МУЗЫКА МОЕГО СЕРДЦА


Из этой книги
Темы, идеи, образы лирики Н.А. Заболоцкого
Утверждение нравственных ценностей и философский смысл лирики Н. А. Заболоцкого
Заболоцкий: страницы биографии
Строки стихотворений Заболоцкого
О стихотворении Заболоцкого «Завещание»
Художественные средства в стихотворениях Заболоцкого
О стихотворении Заболоцкого «Можжевеловый куст»
О стихотворении Заболоцкого «О красоте человече­ских лиц»

Популярные сочинения

  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Соченения на тему письмо другу
  3. Мир и космос сочинение
  4. Сочинение про памятный день
  5. Сочинение про
  6. Сочинение о пушкине
  7. Царевна лягушка сочинение любимый герой
  8. Осень веранда Жуковский сочинение
  9. Мини сочинение на тему холодная осень
  10. Сочинение на тему речь
  11. Сочинения на тему древнейший человек
  12. Миниатюра сочинение падают листья
  13. Краткое сочинение по рассказу недоросль комедия
  14. Осень сочинение 9 класс
  15. Р
  16. Миниатюра после дождя 7 класс