Для кого даже честь — пустяк,
Для того и все прочее ничтожно.
Аристотель
Перелистывая страницы повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», мы следим не только за всевозможными поворотами человеческой судьбы и ходом народно-освободительного крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Мы наблюдаем также за тем, насколько по-разному решают для себя люди вопросы долга и чести, а также попадаем в ситуации, когда и сами вынуждены сделать этот выбор.
Отец главного героя, Андрей Петрович Гринев, — отставной премьер-майор. Для него все понятие о долге сосредоточено в необходимости верного и честного служения своему отечеству и императрице. Поэтому-то он не желает отправлять подросшего сына на службу в Петербург: «Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать?» Отец направляет Петрушу к своему другу генералу, чтобы тот определил сына старого вояки на службу в армию, где есть возможность «понюхать пороху», чтобы из Петра Гринева получился настоящий «солдат, а не шаматон».
«Береги платье снову, а честь смолоду», — завещает старый отец Петру. Для Андрея Петровича понятие чести — это прежде всего честь дворянина и офицера, которая в его иерархии ценностей стоит превыше родительской привязанности и человеческой любви. Не вникая в подробности, он категорически осуждает дуэль сына за честь и доброе имя любимой девушки, не дает тому согласия на брак. Когда после подавления восстания Петра Гринева несправедливо обвиняют в измене, это является очень большим ударом для отца, который не может поверить в то, что государство и императрица под влиянием нечестных обвинений изменника и перебежчика Швабрина могут ошибаться. «Не казнь страшна» ему, а «стыд и срам» и позор испытывает он при мысли, что его сын-дворянин мог изменить совей присяге.
Капитан Иван Кузьмич Миронов — комендант Бело- горской крепости, куда был направлен на службу молодой Петр Гринев, — разделяет представления Гринева-старшего и подтверждает их многими своими поступками. Он до последнего продолжает бесполезную защиту крепости от мятежных отрядов Пугачева, а после взятия крепости смело отказывается присягнуть на верность новоявленному «царю»: «Ты мне не государь. Ты вор и самозванец».
Женские понятия о долге и чести несколько отличают ся от мужских. На примере Василисы Егоровны и Маши Мироновых можно понять, что первейший долг для них — в сохранении верности любимому человеку, в сохранении чистоты отношений с ним. Даже под угрозой смертельной опасности Василиса Егоровна не желает расстаться со своим мужем: «Вместе жить, вместе и умирать».
Понятие о чести Маши Мироновой настолько глубоко, что она готова отказаться от личного счастья (навсегда связать свою жизнь с любимым человеком) без родительского благословения. Но это не мешает ей хранить любовь и верность Петру Гриневу даже во время тяжелых испытаний, находясь в жестоком плену у Швабрина. Когда Маша узнала, что ее любимый обвинен в государственной измене, делом своей чести она считает найти способ добиться справедливости, и ее вера в непогрешимость Петра Гринева помогают ей в его оправдании перед лицом государыни, государства, отца и остальных.
У Петра Гринева, главного героя повести, понятие о чести расширено до гражданского и общечеловеческого значения. Нарушая приказ о запрете, он дерется на дуэли со Швабриным за честь любимой девушки, а когда Маша Миронова остается сиротой, считает своим долгом жениться на ней, чтобы обезопасить ее будущее. Когда его несправедливо обвиняют в измене, он готов смириться с решением суда и отправиться в ссылку, лишь бы честное имя девушки не было впутано «между гнусными изветами злодеев». Неужели это говорит о том, что, следуя законам человеческой чести, он презрел честь дворянскую? Ни в коем случае! Так, признавая в общении положительные человеческие качества Пугачева, Петр Гринев никогда не забывает, что перед ним — самозванец, убийца, враг государственной власти. При всем своем расположении и даже благодарности к предводителю крестьянского восстания Гринев не может поставить в этом случае человеческие чувства выше дворянского долга: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». И он честно и доблестно сражался в войске императрицы против отрядов «самозванца».
В противовес вышеперечисленным героям в повести присутствует и образ такого человека, как Швабрин. Он изменник, перебежчик, приспособленец. Собственная жизнь для Швабрина самоценна, а понятие о чести и долге извращены. Он изменяет долгу офицера на каждом шагу, а законы человеческой чести нарушает каждым своим действием.
Такими разными предстают перед нами герои «Капитанской дочки». Несмотря на то, что представления о жизненных ценностях, о понятиях чести и долга различны, автор учит нас необходимости самостоятельно делать свой выбор и, сделав его однажды, оставаться верным ему до конца.
Похожие сочинения (3 самых похожих)
«Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Судьбы героев и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду»
Береги честь смолоду. Тема чести и долга в повести "Капитанская дочка" Пушкина А.С.
Еще сочинения из раздела Капитанская дочка
Разница между произведениями «История Пугачевского бунта» и «Капитанская дочка» Пушкина
Историзм Пушкина («История пугачевского бунта» «Капитанская дочка»)
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
|