Я не тебе поклонился, я всему
страданию человеческому поклонился.
Ф. Достоевский. Преступление и наказание
Проводником философии автора (безраздельное служение людям) и олицетворением добра в романе является образ Сони Мармеладовой, которая сумела силой собственной души противостоять окружающему ее злу и насилию.
Тепло и сердечно описывает Соню Ф. М. Достоевский: «Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромной и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка».
Как и вся петербургская беднота, семья Мармеладовых живет в страшной нищете: и вечно пьяный, смирившийся с унизительной и несправедливой жизнью, опустившийся Мармеладов, и чахоточная Катерина Ивановна, и маленькие беспомощные дети. Семнадцатилетняя Соня находит единственный выход спасти от голодной смерти свою семью — она выходит на улицу продавать собственное тело. Для глубоко религиозной девушки такой поступок — страшный грех, поскольку, нарушая христианские заповеди, она губит свою душу, обрекая ее на муки при жизни и на вечные страдания после смерти. И все же она жертвует собой ради детей своего отца, ради мачехи. Милосердная, бескорыстная Соня находит в себе силы не ожесточиться, не упасть в грязь, окружающую ее в уличной жизни, сохранить бесконечное человеколюбие и веру в силу человеческой личности, несмотря на то, что причиняет своей душе и совести непоправимое зло.
Именно поэтому Раскольников, порвавший все связи с близкими ему людьми, в самые тяжелые для него минуты приходит к Соне, приносит ей свою боль, свое преступление. По мнению Родиона, Соня совершила не менее тяжелое злодеяние, чем он, а может, и более страшное, поскольку она жертвует не кем-то, а собой, и эта жертва напрасна. Девушка прекрасно осознает вину, лежащую на ее совести, ведь она даже думала о самоубийстве, которое могло бы избавить ее от позора и мучений в этой жизни. Но мысль о бедных и беспомощных голодных детях заставила ее смириться, забыть о своем страдании.
Считая, что Соня на самом деле никого не спасла, а только себя «загубила», Раскольников пытается обратить ее в свою «веру» и задает ей коварный вопрос: что лучше — подлецу «жить и делать мерзости» или умирать честному человеку? И получает исчерпывающий ответ Сони: «Да ведь я божьего промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, а кому не жить?» Так и не удалось Родиону Раскольникову убедить в своей правоте девушку, которая твердо уверена: пожертвовать собой для блага близких — это одно, а лишать во имя этого блага жизни других — совсем другое дело. Поэтому все старания Сони направлены на разрушение бесчеловечной теории Раскольникова, который «ужасно, бесконечно несчастен».
Беззащитная, но сильная в своей покорности, способная к самоотречению «вечная Сонечка» готова жертвовать собой ради других, поэтому в ее поступках сама жизнь стирает границы между добром и злом. Не жалея себя, девушка спасала семью Мармеладовых, так же самоотверженно она бросается спасать и Раскольникова, чувствуя, что нужна ему. По мнению Сони, выход кроется в смирении и принятии основных христианских норм, которые помогают не только раскаяться в своих грехах, но и очиститься от всего злого и губительного для человеческой души. Именно религия помогает девушке выжить в этом страшном мире и дает надежду на будущее.
Благодаря Соне Раскольников понимает и признает нежизнеспособность и антигуманность своей теории, раскрывая свое сердце новым чувствам, а разум — новым мыслям о том, что только любовь к людям и вера в них могут спасти человека. Именно с этого начинается нравственное возрождение героя, который, благодаря силе Сониной любви и ее способности претерпеть любые муки, превозмогает себя и делает свой первый шаг к воскресению.
Похожие сочинения (3 самых похожих)
«Вечная» тема любви в трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта»
Вечная драма человеческой гордыни в «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкина
Еще сочинения из раздела Преступление и наказание
Сны и грезы Раскольникова и их значение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Пейзаж и его функции в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Средства изображения внутренней жизни героя в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
|