А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Тютчев > Своеобразие творчества Ф И Тютчева
Распечатать это сочинение Своеобразие творчества Ф И ТютчеваРаспечатать
Версия для мобильных
Своеобразие творчества Ф И Тютчева - сочинение
Своеобразие творчества поэтов «серебряного века» (на примере творчества одного из поэтов)
Интересные подробности жизни и творчества Ф. И. Тютчева

                    


Своеобразной была судьба Тютчева-поэта. Долгое время в читательских кругах его имя попросту не замечали или же считали его по­этом «для избранных». А между тем среди этих «избранных» были Пушкин, Некрасов, Тургенев, Достоевский, Фет, Чернышевский, Добролюбов. Уже один перечень имен таких ценителей, столь различных по своим лите­ратурно-эстетическим взглядам, указывает на то, что поэзии Тютчева суждено было большое будущее.

Когда-то Тургенев уверял, что «о Тютчеве не спорят, - кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Но поэзия многолика. Любовь к тому или иному поэту зависит прежде всего от причин глубо­ко субъективных, индивидуальных, и навязать ее нельзя. Невозможно требовать от одного и того же читателя, чтобы он одинаково «чув­ствовал» Тютчева и, скажем, Некрасова - по­этов очень несхожих между собою (что не по­мешало именно Некрасову «открыть» в 1850 году Тютчева). Бесспорно, однако, что тот, кто одновременно находит отзвук своим мыс­лям и чувствам в поэзии Тютчева и Некрасо­ва, проявляет большую поэтическую чут­кость, чем тот, кто признает одного и отвер­гает другого.

Некогда Фет относил Тютчева к «величай­шим лирикам на Земле». В ту пору это сужде­ние могло казаться и преувеличенным и вы­зывающим. Но прошли годы... И теперь уже имя Тютчева среди «величайших лириков ми­ра» утверждено незыблемо. Об этом свиде­тельствует и растущий из года в год интерес к нему у нас, на Родине поэта, и усилившийся интерес к нему за рубежом.

Первое стихотворение Тютчева было напе­чатано в 1819 году, когда автору еще не ис­полнилось 16 лет. Со второй половины 1820-х годов наступает расцвет его творчес­кого таланта. Русский и западноевропейский романтизм был своего рода поэтической школой Тютчева. И не только поэтической, но и философской, ибо наряду с Баратын­ским Тютчев - крупнейший представитель русской философской лирики. Романтизм как литературное направление развивался в эстетической атмосфере, насыщенной идеа­листическими философскими представлени­ями. Многие из них были восприняты Тютче­вым, но это не значит, что его лирика превра­тилась в стихотворное изложение некой - чужой или своей - философской системы. Стихи Тютчева - это прежде всего самое полное выражение внутренней жизни поэта, неутомимой работы его мысли, сложного противоборства чувств. Все передуманное и перечувствованное им самим неизменно облекалось в его стихах в художественный образ и подымалось на высоту философско­го обобщения.

Тютчева принято называть «певцом приро­ды». Автор «Весенней природы»  и «Весеннихвод» был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, вос­певающих картины и явления природы, нет бездумного любования. Природа у поэта - это всегда размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия. Идея тождества природы и человека проходит через всю лирику Тютчева, опреде­ляя некоторые основные ее особенности. Для него природа — такое же одушевленное, «разумное существо», как и человек:

В  ней есть душа,   в ней  есть свобода,

В ней есть любовь,   в ней есть язык.

Обычно природа изображается поэтом че­рез глубоко эмоциональное восприятие чело­века, стремящегося слиться с нею, ощутить себя частицей великого целого, вкусить «бла­годать» «земного самозабвения». Но Тютчеву были ведомы и минуты мучительного созна­ния, что между природой и человеком сущест­вует и трагическое различие. Природа вечна, неизменна. Не таков человек — «царь зем­ли» и в тоже время «мыслящий тростник», бы­стро вянущий «злак земной». Человек прихо­дит и уходит, природа остается...

Гармония обнаруживается поэтом в при­роде даже в «стихийных спорах». Вслед за бурями и грозами неизменно наступает «ус­покоение», озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, обогащая ее многообразием чувств, но чаще оставляя после себя боль утраты и душевную опусто­шенность.

Философская подоснова не делает тютчев­скую лирику природы абстрактной. Еще Не­красов восхищался умением поэта воссоз­давать «пластически верное» изображение внешнего мира. Пользуется ли Тютчев всеми красками своей поэтической палитры, при­бегает ли к словесным полутонам и оттен­кам, он всегда вызывает в нашем представ­лении точные, зримые и верные действи­тельности образы.

К лучшим созданиям Тютчева принадлежат не только стихи о природе, но и любовные стихотворения, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших душевных переживаний. Мень­ше всего в них чисто биографического, хотя нам почти всегда известны имена вдохнови­тельниц поэта.

Так, мы знаем, что на заре своей молодос­ти Тютчев любил «младую фею» Амалию Лерхенфельд (в замужестве баронессу Крюденер). Впоследствии, после многолетней раз­луки, он вновь встретился с ней, когда ему было уже шестьдесят семь лет, а ей шесть­десят два года. Неожиданная встреча заста­вила поэта на мгновение с прежней силой пережить дремавшее в его душе чувство, и воспоминанием об этом явилось стихотво­рение «Я встретил Вас, и все былое...».

Знаем мы также и о том, что восьмистишие «Еще томлюсь тоской желаний...» посвящено памяти первой жены поэта, а стихотворение«1-е декабря 1837» — Эрнестине Дерн Берг, позднее ставшей его второй женой. Знаем мы и то, что на склоне лет Тютчев испытал, быть может, самое большое в своей жизни чувство — любовь к Е. А. Денисьевой, кото­рая вдохновила поэта на создание стихотво­рений «Не говори: меня он, как и прежде, лю­бит...», «Весь день она лежала в забытьи...», «Утихла бриза... легче дышит...», «Накануне годовщины четвертого августа 1864 г.» и других. Взятые вместе, все эти стихотворе­ния образуют так называемый «денисьевский цикл», по своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной и тонкой гаммы чувств не имеющий аналогов не только в русской, но и в мировой любов­ной лирике. Читая эти стихи, нам совершен­но необязательно помнить, при каких кон­кретно биографических обстоятельствах они создавались. Лучшие образцы любовной ли­рики Тютчева тем и замечательны, что в них личное, индивидуальное, пережитое самим поэтом, поднято до общечеловеческого.

То, что Тютчев писал о природе, о любви, давало внешнее основание относить его к жрецам «чистой поэзии». Но недаром рево­люционные демократы Чернышевский и До­бролюбов, борясь с теорией и практикой «чистого искусства», не находили его выра­жения в лирике Тютчева. Более того, Добро­любов ценил в творчестве поэта «знойную страстность», «суровую энергию» и «глубо­кую душу, возбуждаемую не одними стихий­ными явлениями, но и вопросами нравствен­ными, интересами общественной жизни».

Политических стихов Тютчева тогда еще напечатано было не много, да и не мог Доб­ролюбов сочувствовать заключенной в них славянофильской идее. Зато известно, что в одной из своих статей Добролюбов полно­стью привел стихотворение «Русской жен­щине», увидев в нем правдивое отображение российской действительности. Но, по всей вероятности, слова критика об отзвуке об­щественных интересов в лирике Тютчева до­пускают более широкое толкование. Дыха­ние времени, исторической эпохи, в которую жил Тютчев, ощущается даже в стихотворе­ниях, далеких от прямой общественной и по­литической тематики.

Поэзия Тютчева — это своеобразная лири­ческая исповедь человека, посетившего «сей мир в его минуты роковые», в эпоху крушения вековых социальных устоев, нравственных догм и религиозных верований. Самого себя поэт сознает «обломком старых поколений», вынужденным уступить дорогу «новому, мла­дому племени». И в то же время он сам — де­тище нового века — несет в своей душе «страшное раздвоение». Как ни грустно ему брести «с изнеможением в кости навстречу солнцу и движенью», он испытывает не тоск­ливое томление о прошлом, а страстное вле­чение к настоящему. Тютчев написал:

Не  о   былом вздыхают розы

И соловей в ночи поет;

Благоухающие      слезы

Не о  былом Аврора льет,   —

И   страх   кончины   неизбежной

Не  свеет с древа   ни листа;

Их жизнь,    как   океан   безбрежный,

Вся   в   настоящем  разлита.

Эти строки многое разъясняют в лирике Тютчева. Стремление жить в «настоящем» бы­ло до конца дней присуще поэту. Но настоя­щее было неспокойно. Его то и дело взрывали социальные «бури и тревоги». Такие же «бури и тревоги» колебали нравственный строй со­временного человека, и Тютчев ощущал их прежде всего в собственной душе, в собст­венном сознании. Оттого-то так насыщена внутренней тревогой лирика поэта.

Из всех современных ему русских поэтов Тютчев, больше чем кто-либо другой, может быть назван лириком в полном смысле сло­ва. Он никогда не пробовал себя в эпических жанрах, не обращался к драматургии. Его стихия — лирическое стихотворение, обычно короткое, лишенное каких-либо жанровых признаков.

В своих лирических шедеврах Тютчев внешне идет как бы не от заранее заданной мысли, а от внезапно захватившего его чув­ства или впечатления, навеянных явлениями внешнего мира, окружающей реальной дей­ствительности, минутным душевным пере­живанием.

Поэт видит радугу и туг же набрасывает не­большой, всего лишь в восемь строк, «пей­заж в стихах», как удачно назвал Некрасов его стихотворные картины природы. Но про­цесс создания стихотворения на этом не за­канчивается. В творческом представлении поэта яркость и мимолетность «радужного виденья» влечет за собой иной образ — яр­кого и мимолетного человеческого счастья. Появляется новая строфа, и «пейзаж в сти­хах» приобретает смысл философского ино­сказания («Как неожиданно и ярко...»).

Другой пример. Беспросветный дождь внушает поэту мысль о столь же беспро­светном людском горе, и он пишет стихи не о дожде, а о слезах. Однако вся интонация, весь ритмический строй стихотворения проникнуты неумолкающим звуком падаю­щих дождевых капель («Слезы людские, о слезы людские...»).

Один из чародеев русского поэтического языка, мастер стиха, Тютчев был крайне взы­скателен к каждому написанному слову. В своем знаменитом стихотворении «Silentium» поэт признавался:

Как   сердцу высказать   себя?

Другому как понять   тебя?

Поймет ли он,   как ты живешь?

Мысль   изреченная   есть   ложь.

Однако в стихах самого Тютчева мысль вы­сказывалась предельно точно. Вот почему его стихи служат лучшим доказательством не бессмертия, а могущества слова. И как бы ни был сложен в душе поэта строй «таинственно волшебных дум», они, вопреки его собствен­ному сомнению, все больше и больше нахо­дят путь к сердцу читателя.






Похожие сочинения (3 самых похожих)
Своеобразие творчества поэтов «серебряного века» (на примере творчества одного из поэтов)
Интересные подробности жизни и творчества Ф. И. Тютчева

Еще сочинения из раздела Федор Иванович Тютчев
Стихотворение «Близнецы» Ф.И. Тютчева. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «О вещая душа моя» Ф.И. Тютчева. Восприятие, толкование, оценка


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Федор Иванович Тютчев

Федор Иванович Тютчев


Сочинение по теме Своеобразие творчества Ф И Тютчева, Тютчев
Близкие сочинения
Своеобразие творчества поэтов «серебряного века» (на примере творчества одного из поэтов)
Интересные подробности жизни и творчества Ф. И. Тютчева
Анализ творчества Ф. И. Тютчева
Краткая хроника жизни и творчества Ф. И. Тютчева
Напевность и художественное своеобразие русского народного творчества (На примере былины «Илья Муромец и Соловей разбойник»)
Своеобразие поэзии Тютчева в рассуждениях Соловьева
Тема творчества и судьбы поэта в лирике М. И. Цветаевой
Особенности творчества Бунина
Сочинение на тему: УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕЛИЧИЯ РАЗУМА И ТВОРЧЕСТВА В ТРАГЕДИИ «ФАУСТ»


Из этой книги
Стихотворение «Близнецы» Ф.И. Тютчева. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «О вещая душа моя» Ф.И. Тютчева. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое») Ф.И. Тютчева. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной.». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «От жизни той, что бушевала здесь» Ф.И. Тютчева. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах» Ф.И. Тютчева. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Тени сизые смесились» Ф.И. Тютчева. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное» Ф.И. Тютчева. Восприятие, толкование, оценка

Популярные сочинения

  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение по теме недоросль
  3. Рўрћр§р
  4. Сочинение Дубровский
  5. Сочинение на тему капитанская дочка
  6. Сочинения на темы дружба и вражда
  7. Современные Ромео и Джульетта сочинение
  8. Безплатно скачать сочинения онародном промосле
  9. Р
  10. Сравнительная характеристика Лизы и Эраста
  11. Миниатюра сочинение падают листья
  12. Сочинение на тему чудная церковь
  13. Сочинение о осени 9 к
  14. Сочинение по творчеству Пушкина 10 класс
  15. Сочинение на тему что я люблю