А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Чехов > Темы сюжеты и проблематика рассказов Чехова
Распечатать это сочинение Темы сюжеты и проблематика рассказов ЧеховаРаспечатать
Версия для мобильных
Темы сюжеты и проблематика рассказов Чехова - сочинение
Темы, сюжеты и проблематика рассказов А. П. Чехова
Проблематика и своеобразие «Рождественских рассказов» Диккенса
Герои и проблематика романтических рассказов М.Горького

                    


Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли «интеллигентным выходцем из народа». Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем «течет мужицкая кровь». Чехов жил в эпоху, когда после убийства народовольцами царя Александра II начались гонения на литературу. Этот период русской истории, длившийся до середины 90-х годов, называли «сумеречным и хмурым».
   В литературных произведениях Чехов, как врач по специальности, ценил достоверность и точность. Он считал, что литература должна быть тесно связана с жизнью. Его рассказы реалистичны, и хотя они на первый взгляд, просты, в них заложен глубокий философский смысл.
   До 1880 года Чехов считался юмористом, на страницах своих литературных произведений писатель боролся с «пошлостью пошлого человека», с ее разлагающим влиянием на души людей и русскую жизнь в целом. Главными темами его рассказов стали проблема деградации личности и философская тема смысла жизни.
   К 1890-м годам Чехов становится писателем с европейской известностью. Он создает такие рассказы, как «Ионыч», «Попрыгунья», «Палата № 6», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Дама с собачкой», пьесы «Дядя Ваня», «Чайка» и многие другие.
   В рассказе «Человек в футляре» Чехов протестует против духовного одичания, мещанства и обывательщины. Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и глупости. Многие русские писатели поднимали вопрос о недопустимости работы в школе, с детьми людей с низкими моральными качествами и умственными способностями.
   Образ учителя греческого языка Беликова дан писателем в гротескной, утрированной манере. Этот человек не развивается. Чехов утверждает, что отсутствие духовного развития, идеалов влечет за собой умирание личности. Беликов давно духовный мертвец, он стремится только к мертвой форме, его раздражают и злят живые проявления человеческого разума и чувств. Была бы его воля, он бы все живое заключил в футляр. Беликов, пишет Чехов, «замечателен был тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него бы в чехле, и часы в чехле из серой замши…». Любимое выражение героя «Как бы чего не вышло» ярко характеризует его.

   Беликову враждебно все новое. Он всегда с похвалой говорил о прошлом, новое же его пугало. Он закладывал уши ватой, носил темные очки, фуфайку, несколькими слоями одежды был защищен от внешнего мира, которого опасался больше всего. Символично то, что в гимназии Беликов преподает мертвый язык, где уже ничего никогда не изменится. Как все недалекие люди, герой патологически подозрителен, получает явное удовольствие от запугивания учеников и их родителей. Его боятся все в городе. Смерть Беликова становится достойным финалом «футлярного существования». Гроб – тот футляр, в котором он «лежал, почти счастливый». Имя Беликова стало нарицательным, оно обозначает стремление человека спрятаться от жизни. Так Чехов высмеивал поведение робкой интеллигенции 90-х годов.
   Рассказ «Ионыч» – еще один пример «футлярной жизни». Герой этого рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, «не имея свободного часу». Его душа стремится к высоким идеалам. Старцев знакомится с жителями города и видит, что они ведут пошлое, сонное, бездуховное существование. Обыватели все «картежники, алкоголики, хрипуны», они раздражают его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». С ними невозможно поговорить о политике или науке. Доктор наталкивается на полное непонимание. Обыватели в ответ «заводят такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти».
   Старцев знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой в городе», и влюбляется в их дочь Екатерину Ивановну, которую в семье ласково называют Котиком. Жизнь молодого доктора наполняется смыслом, но оказалось, что в его жизни это было «единственной радостью и… последней». Котик, видя интерес к ней со стороны доктора, в шутку назначает ему свидание ночью на кладбище. Старцев приходит и, напрасно прождав девушку, возвращается домой, раздраженный и усталый. На следующий день он признается Котику в любви и получает отказ. С этого момента решительные поступки Старцева прекратились. Он чувствует облегчение: «перестало беспокойно биться сердце», жизнь его вошла в привычное русло. Когда Котик уехала поступать в консерваторию, он страдал три дня.
   К 35 годам Старцев превратился в Ионыча. Его перестали раздражать местные обыватели, он стал для них своим. С ними он играет в карты и не чувствует никакого желания развиваться духовно. Он совершенно забывает о своей любви, опускается, полнеет, по вечерам предается любимому занятию – пересчитывает деньги, полученные от больных. Вернувшаяся в городок Котик не узнает прежнего Старцева. Он отгородился от всего мира и не хочет ничего знать о нем.
   Чехов создал новый тип рассказа, в них он поднимал важные для современности темы. Своим творчеством писатель внушал обществу отвращение «к сонной, полумертвой жизни».






Похожие сочинения (3 самых похожих)
Темы, сюжеты и проблематика рассказов А. П. Чехова
Проблематика и своеобразие «Рождественских рассказов» Диккенса
Герои и проблематика романтических рассказов М.Горького

Еще сочинения из раздела Антон Чехов
Тема любви в рассказе А. П. Чехова «о любви». Психологизм прозы Чехова
Проблема ответственности человека за свою судьбу в рассказах А. П. Чехова «Ионыч» и «Попрыгунья»

Топ 3 лучших
Рўрћр§р
Сочинение по картине васнецова баян
Мини сочинение как я провел лета

У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Антон Чехов

Антон Чехов


Сочинение по теме Темы сюжеты и проблематика рассказов Чехова, Чехов
Близкие сочинения
Темы, сюжеты и проблематика рассказов А. П. Чехова
Проблематика и своеобразие «Рождественских рассказов» Диккенса
Герои и проблематика романтических рассказов М.Горького
Речь героев рассказов А. П. Чехова
Нравственное оскудение личности в творчестве А. П. Чехова (На примере рассказов «Ионыч» и «Крыжовник»)
Своеобразие прозы А. Чехова (На примере одного из рассказов) Приговор мелким душам (А. Чехов, «Смерть чиновника»)
Влияние мещанской среды на человека — одна из главных тем рассказов А. П. Чехова
Пошлость и мещанство в изображении А. П. Чехова (На примере рассказов «Кухарка женится» и «Невеста»)
Художественное своеобразие зрелых рассказов А.П. Чехова
Тема любви в рассказе А. П. Чехова «о любви». Психологизм прозы Чехова


Из этой книги
Тема любви в рассказе А. П. Чехова «о любви». Психологизм прозы Чехова
Проблема ответственности человека за свою судьбу в рассказах А. П. Чехова «Ионыч» и «Попрыгунья»
Сочинение: Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника»
Сочинение: Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника»
Сочинение на тему: Какие чувства вызывают Герои произведения Чехова «О любви»

Популярные сочинения

  1. Рўрћр§р
  2. Сочинение слово о полку игореве
  3. Сочинение по картине васнецова баян
  4. Мини сочинение как я провел лета
  5. Сочинение про
  6. Осень веранда Жуковский сочинение
  7. Сочинение школьное утро
  8. Рассказ о моей любимой книге
  9. Мини сочинение на тему царевна лягушка
  10. Сочинение осень мое любимое время года
  11. Сочинения про осень
  12. Миниатюра после дождя 7 класс
  13. Сочинение на тему Василиса премудрая
  14. Памятный день летних каникул сочинение 6
  15. Сочинение древний человек
  16. Сочинения на темы дружба и вражда
  17. Русский язык в современном мире сочинение