А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Война и мир > Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса
Распечатать это сочинение Кутузов и Наполеон как два нравственных полюсаРаспечатать
Сочинени рассужденич кутузови и Наполеон войнаимирВерсия для мобильных
Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса - сочинение
Урок на тему Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Два друга, два мировоззрения, два образа жизни: Обломов и Штольц (По роману А. А. Гончарова «Обломов»)

                    


Само название романа Толстого «Война и мир» говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их — реальные исторические деятели. Это русский император Александр I, Наполеон Бонапарт, генерал-фельдмаршал Кутузов, генералы Даву и Багратион, министры Аракчеев, Сперанский и другие.

У Толстого был свой специфический взгляд на развитие истории и роль отдельной личности в ней. Он считал, что личность только тогда может влиять на ход исторического процесса, когда ее воля совпадает с волей народа. Толстой писал: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей». При этом писатель был фаталистом. По его мнению, все, что происходит с человечеством, запрограммировано свыше. Именно так исполняется неумолимый закон исторической необходимости.

Положительный и отрицательный полюса войны 1812 года — это Кутузов и Наполеон. В романе нет полного совпадения характеров этих персонажей с реальными людьми. Например, Толстой преувеличил старческую пассивность Кутузова и самовлюбленность Наполеона, но он не стремился создавать достоверные образы. Автор применяет в оценке обоих жесткие нравственные критерии, пытается разобраться, действительно ли Наполеон великий полководец.

Толстой умышленно дает иронический портрет Наполеона: «жирные ляжки коротких ног», «потолстевшая короткая фигура», суетливые движения. Он ограничен и самовлюблен, уверен в своей гениальности. Для него важно «только то, что происходило в его душе», «…а все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире зависело только от его воли». Наполеон изображен Толстым как захватчик, который ради достижения мирового господства убивает тысячи людей. Он принимает величественные позы, не понимая, что «царь — раб истории», ему ошибочно кажется, что это он начал войну. На самом деле он только игрушка в руках истории. Толстой пишет, что вряд ли Наполеон выдержал бы это печальное и тяжелое испытание судьбы, если бы у него не были «помрачены ум и совесть».

Внутренний мир Наполеона состоит из иллюзий о собственном величии. Он хочет навязать свою волю всему миру и не понимает, что это невозможно. Собственную жестокость он называет мужеством, любит «рассматривать убитых и раненых, испытывая тем свою душевную силу (как он думал)». При переправе через Неман Наполеон недовольно поглядывает на тонущих польских улан, которые отдают свои жизни ради его славы. Ничего удивительного в смерти людей он не видит. Толстой подчеркивает, что Наполеон — несчастный, «нравственно слепой» человек, который уже не различает, где добро, а где зло. Толстой указывает на ответственность Наполеона перед народами, которых он вел за собой: «Он, предназначенный провидением на печальную, несвободную роль палача народов, уверял себя, что цель его поступков была благо народов и что он мог руководить судьбами миллионов и путем власти делать благодеяния!.. Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу».

Генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, светлейший князь Смоленский, является антиподом Наполеона во всем. Он — воплощение «простоты, добра и правды». Кутузов наделен величайшей мудростью, он верит: что должно произойти, произойдет. В романе Толстой показывает бездействие Кутузова, имея в виду, что один человек не может влиять на ход исторических событий. Зато русский полководец лучше, чем царь Александр Первый и весь его генералитет, понимает, в какое положение попала страна и чем может закончиться решающая битва. Кутузов на совете военных видит только показной патриотизм, слышит лживые речи. Он понимает, что у Наполеона больше войск, что русские неминуемо проиграют и это будет для страны позорный конец.

Главная мысль Кутузова перед Бородинским сражением — как поднять боевой дух армии. Он понимает свой народ, знает, что это единственная сила, способная противостоять врагу. Трусливые царские генералы уже готовы были продаться Наполеону. Кутузов один понимает, что в случае поражения народ потеряет свою родину, утратит свободу, превратится в рабов на родной земле.

Автор изображает великого полководца живым, глубоко чувствующим человеком. Он может волноваться, злиться, быть великодушным, сострадать горю. С солдатами, которые готовы за него жизнь отдать, он разговаривает, как отец, на понятном для них языке. «Они у меня будут конину жрать!» — говорит он о французах и исполняет это свое пророчество. Князь Андрей видит слезы в глазах старика в минуты душевного волнении за судьбу России: «До чего… до чего довели! — проговорил вдруг Кутузов взволнованным голосом».

На совете в Филях Кутузов мужественно выступил один против всех, предложив сдать Москву. Это решение стоило ему больших душевных мук. Столицей России тогда была не Москва, а Петербург. Царь и все министерства находились там. Москва была Первопрестольным городом, там короновались цари, проживало многочисленное население. 
Армии противников были примерно равны по силам, но Кутузов верно просчитал ситуацию. Он решил не рисковать и отступить, рассчитывая выиграть время и набраться сил. После отступления быстро набирали солдат и обучали их. С тульских заводов поставляли оружие, запасали провиант и обмундирование. Кутузов находился на родной земле, справедливость была на стороне русских, это не они пришли захватчиками в чужую страну. Кутузов понимал, что французы быстро ослабнут без поставок оружия и продовольствия, которое не привезешь из Франции за тысячи километров.

В штабе Наполеона были неглупые люди. Императора просили, чтобы он не входил в Москву, предупреждали, что это — ловушка, но гордость и самомнение толкнули его на ложный путь. Толстой с сарказмом изображает, как Наполеон ждет на Поклонной горе русских «бояр» с ключами от Москвы. Никого не дождавшись, французский император решил отдать город на разграбление своим наемникам. При отсутствии военных действий армия разлагается — это закон. Наполеона уговаривали идти дальше, но он ждал, когда Россия признает свое поражение. Многочисленные русские партизанские отряды приближали победу над «непобедимым», «гениальным» Наполеоном. В итоге из России вернулось всего 5 % французской армии, имевшей на начало похода 600 тысяч человек.

Вопреки историкам своего времени, Толстой считает победу заслугой Кутузова и русского народа, вынесшего на своих плечах все горести военного времени.







Похожие сочинения (3 самых похожих)
Урок на тему Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Два друга, два мировоззрения, два образа жизни: Обломов и Штольц (По роману А. А. Гончарова «Обломов»)

Еще сочинения из раздела Война и мир
Художественные средства изображения внутреннего мира человека в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
Пейзаж и его функции в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Война и мир

Война и мир


Сочинение по теме Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса, Война и мир
Близкие сочинения
Урок на тему Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Два друга, два мировоззрения, два образа жизни: Обломов и Штольц (По роману А. А. Гончарова «Обломов»)
«Один день Ивана Денисовича». Характер героя как способ выражения авторской позиции. Незыблемость нравственных основ человеческой жизни
Религия как способ разрешения нравственных проблем
Религия как способ разрешения нравственных проблем в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Утверждение нравственных ценностей и философский смысл лирики Н. А. Заболоцкого
Сочинение на тему: ОТРАЖЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ 30-х ГОДОВ XIX ВЕКА В РОМАНЕ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Утверждение нравственных ценностей и философский смысл лирики Н. А. Заболоцкого


Из этой книги
Художественные средства изображения внутреннего мира человека в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
Пейзаж и его функции в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
Истинные герои и патриоты в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого
Сочинение на тему: «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
«Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Анализ эпизода из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого — князь Андрей накануне Бородинского сражения
Сочинение на тему: ОБРАЗ НАПОЛЕОНА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
Сочинение на тему: ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Популярные сочинения