А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Гроза > Идея обреченности «темного царства» в драме «Гроза»
Распечатать это сочинение Идея обреченности «темного царства» в драме «Гроза»Распечатать
Версия для мобильных
Идея обреченности «темного царства» в драме «Гроза» - сочинение
Жертвы «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»
Жертвы «темного царства» (По драме А. Н. Островского «Гроза»)
Сочинение на тему: ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ И «ТЕМНОЕ ЦАРСТВО» В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

                    


Наивысшим художественным достижением A. H. Островского в пред реформенные годы стала драма «Гроза». Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Кали­нов, жители которого упорно держатся за ве­ками сложившийся образ жизни. Но уже в на­чале пьесы становится ясно, что те общече­ловеческие ценности, за которые ратует домострой, давно уже потеряли свой смысл для невежественных обитателей Калинова. Для них важна не суть человеческих отноше­ний, а лишь форма, соблюдение приличий. Не зря в одном из первых действий «матушка Марфа Игнатьевна» — Кабаниха, свекровь Катерины — получила убийственную характе­ристику: «Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом ест». А для Катерины, главной героини драмы, патриархальные ценности полны глубокого смысла. Она, за­мужняя женщина, полюбила. И изо всех сил пытается бороться со своим чувством, ис­кренне считая, что это страшный грех. Но Ка­терина видит, что никому в мире и дела нет до подлинной сути тех нравственных ценнос­тей, за которые она пытается цепляться, как утопающий за соломинку. Вокруг уже все ру­шится, мир «темного царства» в муках уми­рает, и все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой. Под пером Островского задуманная драма из быта купе­чества перерастает в трагедию.

«Гроза». Основная идея произведения — конфликт этой девушки с «темным царст­вом», царством самодуров, деспотов и не­вежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно сделать благодаря мастерству драматурга Островского.

За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство. Представителями «темного царства» явля­ются Дикой и Кабаниха. Первый — закон­ченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Властная и суровая Кабаниха — еще более зловещая и мрачная представительница домостроя. Она строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, не терпит ни в ком проявления личной воли.

Островский рисует Кабаниху как убежден­ную защитницу устоев «темного царства». Но даже в своей семье, где все безропотно ей подчиняются, она видит пробуждение чего-то нового, чуждого и ненавистного ей. И Ка­баниха горько сетует, чувствуя, как жизнь разрушает привычные для нее отношения: «Ничего-то не знают, никакого порядка. Про­ститься-то путем не умеют. Так-то вот стари­на-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего». Под этой смиренной жалобой Кабанихи — человеконенавистничество, неразлучное с религиозным ханжеством.

Развитие действия в «Грозе» постепенно обнажает конфликт драмы. Еще велика власть Кабанихи и Дикого над окружающи­ми. «Но чудное дело, — пишет Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве», — самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему... выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посыла­ет нехорошие видения темному произволу самодуров». Таково «темное царство» — во­площение всего строя жизни царской Рос­сии: бесправие народа, произвола, угнете­ния человеческого достоинства.

В этот мир Диких и Кабаних попадает Ка­терина — натура поэтическая, мечтатель­ная, свободолюбивая. Мир ее чувств и наст­роений сформировался в родительском до­ме, где она была окружена заботой и лаской матери. В атмосфере ханжества и назойли­вости, мелочной опеки конфликт между «темным царством» и душевным миром Ка­терины зреет постепенно. Девушка терпит лишь до поры. «А уж коли мне очень здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты ме­ня режь!» — говорит она.

Не найдя отзвука в сердце недалекого и за­битого мужа, ее чувства обращаются к чело­веку, непохожему на всех окружающих. Лю­бовь к Борису вспыхнула с силой, свойствен­ной такой впечатлительной натуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини. Катерина вступает в конфликт не только с ок­ружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини.

Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была бы показана непобеди­мость «темного царства». Но драма заверша­ется нравственной победой Катерины и над силами, сковывавшими ее свободу, и над темными представителями, сковывавшими ее волю и разум. Катерина решается на са­моубийство. Самоубийство героини — это протест против никчемной жизни, против темных сил царства домостроя. Если женщи­на, самое бесправное существо, да еще в темной, косной среде купечества, не может больше мириться с гнетом «самодурной си­лы», значит, среди обездоленных, забитых людей зреет возмущение, которое должно побудить народ к решительной борьбе.

Для своего времени, когда Россия пере­жила период громадного общественного подъема перед крестьянской реформой, драма «Гроза» имела важное значение. Об­раз Катерины принадлежит к лучшим жен­ским образам не только в творчестве Остро­вского, но и во всей русской и мировой ху­дожественной литературе.






Похожие сочинения (3 самых похожих)
Жертвы «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»
Жертвы «темного царства» (По драме А. Н. Островского «Гроза»)
Сочинение на тему: ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ И «ТЕМНОЕ ЦАРСТВО» В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Еще сочинения из раздела Гроза
Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского, художественные предварения
Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского По пьесе «Гроза»
Сочинение на тему: ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ И «ТЕМНОЕ ЦАРСТВО» В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Гроза

Гроза


Сочинение по теме Идея обреченности «темного царства» в драме «Гроза», Гроза
Близкие сочинения
Жертвы «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»
Жертвы «темного царства» (По драме А. Н. Островского «Гроза»)
Сочинение на тему: ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ И «ТЕМНОЕ ЦАРСТВО» В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза» А. Н. Островского
Катерина – самобытный русский характер или жертва «Темного царства»
«Темное царство» диких и кабановых в драме А. Н. Островского «Гроза»
«Темное царство» в драме А. Н. Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха
Сочинение на тему: ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ СРЕДА В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
Катерина и Борис в драме А. Н. Островского «Гроза» (Второй вариант)
Катерина и Борис в драме А. Н. Островского «Гроза» (Первый вариант)


Из этой книги
Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского, художественные предварения
Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского По пьесе «Гроза»
Сочинение на тему: ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ И «ТЕМНОЕ ЦАРСТВО» В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
Сочинение на тему: ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ СРЕДА В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
«Темное царство» диких и кабановых в драме А. Н. Островского «Гроза»
Добролюбов о Катерине и мое отношение к героине драмы А. Н. Островского «Гроза»

Популярные сочинения

  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Соченения на тему письмо другу
  3. Мой Пушкин сочинение
  4. Сочинение слово о полку игореве
  5. Мир и космос сочинение
  6. Р
  7. Герасимов после дождя сочинение 6 класс
  8. Сочинение о пушкине
  9. Мини сочинение на тему холодная осень
  10. Мини сочинение на тему осенняя сказка
  11. Сочинение на тему золотое слово Святослава
  12. Сочинение осень мое любимое время года
  13. Подготовить сообщение о любом богатыре
  14. Сочинение по творчеству Пушкина 10 класс
  15. Сочинение школьное утро
  16. Сочинение на тему речь
  17. Сочинения на тему древнейший человек
  18. Рассказ о моей любимой книге