М. Ю. Лермонтов прожил недолгую жизнь, но его богатое творческое наследие волнует сердца читателей до сих пор. Еще в ранней молодости поэт задумывался о назначении искусства, о месте поэта в обществе. В ранний период своего творчества Лермонтов считал, что цель поэта — оформить словами те чувства, которые правят его душой, и в этом поэт должен быть честен прежде всего перед собой, правдив: «Мой прекрасный дом для этого построен», — пишет Лермонтов в стихотворении «Мой дом».
Однако после поражения восстания декабристов (время наступления реакции) по мере развития взглядов на мир образ поэта в творчестве Лермонтова изменяется, поскольку творец жаждал сердечного отклика, простоты, света, а мир отвечал ему обманом, злобой, пороком. И Лермонтов начинает понимать свое коренное отличие от предшественников:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник...
И теперь, создавая образ современного поэта, Лермонтов лишает его того высокого ореола, которым его окружали раньше. Лермонтовский образ певца-пророка-гражданина — это образ народного трибуна, который своим «простым и гордым» языком «воспламенял бойца для битвы», который пытался противостоять фальши и бесхарактерности современного мира.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
И отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Однако в сложившихся условиях поэт уже не может подняться до этого идеала и поэтому переживает глубокий кризис (стихотворения «Поэт», «Журналист, читатель и писатель»):
Но скучен нам простой и гордый твой язык, —
Нас тешат блестки и обманы...
Поэт, полный сил и энергии, но не знающий, куда их приложить, по мнению Лермонтова, уподобляется кинжалу, который раньше был серьезным оружием, но теперь превратился в ценное украшение:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Но как же тогда быть поэту, чье творчество призвано служить обществу? И стихи Лермонтова наполняются страданием, болью, чувством непреодолимого одиночества. Творцу, как воздух, необходимы близкие и родные по духу люди, но одинаковость людей и их безмыслие, холодность делают общение с ними невозможным:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной...
Налицо конфликт между творцом, готовым к дерзким преобразованиям во имя человечества, и обществом, видящим в нем эгоиста, обращенного только к своим переживаниям. И это сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта в светском обществе открываются нам в стихотворениях Лермонтова «Смерть Поэта» и «Как часто пестрою толпою окружен...». Представленный здесь «высший свет» не просто глуп и скучен, но и преступен: он убивает настоящих поэтов.
В своих размышлениях об обществе Лермонтов с горечью и тоской смотрит на современное ему поколение, изнеженное и малодушное, не способное ни дружить, ни любить, не умеющее ни творить, ни воспринимать чужое творчество.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно.
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
О судьбе поэта Лермонтов говорит и в своем стихотворении «Пророк», лирический герой которого наиболее трагичен. Печальна судьба пророка — отчужденность, непризнанность, одиночество, а иногда и неприкрытая травля. Если любимый и глубоко ценимый Лермонтовым Пушкин в своем «Пророке» утверждал великое общественное значение поэта и поэзии, то Лермонтов говорит о падении, непризнанности роли поэта среди своих современников. Мало того, «ближние» творца активно противодействуют ему, доставляя страдания и муки:
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока,
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Величие поэзии Лермонтова в том, что в свой страшный век, гасящий разум и волю, он обладал гордым сердцем, мужеством борьбы, пылкостью чувств. Не зря Белинский писал, что «Пушкин умер не без наследника».
Похожие сочинения (3 самых похожих)
Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова (2)
Печорин и «водяное общество» в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»
Еще сочинения из раздела Михаил Юрьевич Лермонтов
Стихотворение «Родина» М.Ю. Лермонтова. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» М.Ю. Лермонтова. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворения «Выхожу один я на дорогу» М.Ю. Лермонтова. Восприятие, толкование, оценка
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
|