Взгляды Лермонтова на поэта и поэзию изменялись по мере развития и углубления реалистических тенденций в его творчестве. Молодой Лермонтов — романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника («Нет, я не Байрон, я другой, / Еще неведомый избранник). Лермонтовский поэт — «как демон, с гордою душою»; он «меж людей беспечный странник, / Для мира и небес чужой» («Я не для ангелов и рая...»). Поэт живет своими мечтами, своими стараниями, которые недоступны «толпе»:
Я сам собою жив доныне,
Свободно мчится песнь моя...
«Пускай поэта обвиняет...» (1831)
Но уже в ранний период творчества Лермонтов порой ставит под сомнение правомерность противопоставления одинокого поэта «ничтожной толпе»:
Безумец я! Вы правы, правы!
Смешно бессмертье на земле.
Как смел желать я громкой славы,
Когда вы счастливы в пыли?
«Безумец я! Вы правы...» (1832)
В зрелый период творчества, когда субъективный взгляд на жизнь постепенно уступил место объективному изображению реальной действительности, Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая «истин вековых», а народного трибуна.
Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении «Поэт».
Твой стих, как божий дух, носился над толпой,
И отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Почему же поэт ставит глагол в прошедшем времени: «Звучал, как колокол на башне вечевой»? Он имеет в виду революционную поэзию декабристов и Пушкина как выразителя идей декабризма. В 20-е годы поэты «простым и гордым» стихом «воспламеняли бойца для битвы». Их стих «нужен был толпе, / Как чаша для пиров, / Как фимиам в часы молитвы». Лермонтов, таким образом, ратует за идейную поэзию. Недаром он сравнивает поэзию с кинжалом, который может быть грозным боевым оружием и «игрушкой золотой».
А как же относится Лермонтов к современной ему поэзии? По его убеждению, современный поэт «свое утратил назначенье». «Трагедия поэта в том, что он разобщен с народом и теми, кого Лермонтов называет толпой, — смешанным, разноликим окруженьем поэта.
Поэт, изображенный Лермонтовым, лишился в обступившем его «ветхом мире» права выражать свою подлинную сущность, утратил свое назначение и превратился в изнеженного любителя «блесток» и «румян». Он разошелся с толпой не только потому, что сам, предавшись поэтической игре, перестал понимать простую и трагическую правду толпы» (Д. Максимов. Не верь себе, 1839).
Похожие сочинения (3 самых похожих)
Еще сочинения из раздела Михаил Юрьевич Лермонтов
Стихотворение «Родина» М.Ю. Лермонтова. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» М.Ю. Лермонтова. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворения «Выхожу один я на дорогу» М.Ю. Лермонтова. Восприятие, толкование, оценка
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
|