А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > На дне > «Дважды убить нельзя» (По пьесе М Горького «На дне»)
Распечатать это сочинение «Дважды убить нельзя» (По пьесе М Горького «На дне»)Распечатать
Версия для мобильных
«Дважды убить нельзя» (По пьесе М Горького «На дне») - сочинение
«Погубить душу» нельзя, а можно погубить себя, потеряв душу» Абрам Терц. По произведению Федора Сологуба «Мелкий бес»
«Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне»)

                    


1. Символика в произведении М. Горького «На дне».
2. Человек в общественном укладе ночлежки.
3. Суть моральной гибели героев произведения.

В социально-философской драме «На дне» раскрыто множество ярких образов. Каждый герой пьесы по сути является неким многогранным воплощением реалий начала XX века, а сама ночлежка со всеми ее обитателями символизирует так называемое «дно». На дне живут люди, лишенные человеческих ориентиров и ценностей. Актер, Барон, Клещ, Квашня, Пепел и другие обитатели дна, наверное, могли бы считаться личностями в других социальных условиях. Можно было бы говорить об их внутреннем мире, об их стремлениях и желаниях, рассматривать их вклад в жизнь общества.... Однако все это не актуально для героев данной пьесы. Характеризуя их, мы говорим о падении каждого отдельно взятого героя, о ничтожестве и моральном разложении и лишь немного о том, что иногда тускло поблескивает за всем этим.

 

Сама пьеса оставляет ощущение грусти и безысходности. Хочется бежать от картины жизни, которая раскрывается в данном произведении. В отношении многих героев возникает чувство жалости, но не светлой, а той, что лежит в одной плоскости с презрением и, возможно, даже с омерзением. Такое чувство у меня вызывает, например, Барон. Человек, имевший богатство и титул, и проживающий ныне за счет женщины. Морально опустившийся, утративший все своим материальные ценности и искоренивший в себе все ценности души. По сравнению с остальными обитателями ночлежки он кажется наиболее ничтожным.

 

Впрочем, все обитатели дна находятся в одинаковых условиях, и лишь разное отношение к своему положению помогает или, напротив, мешает им влачить свое существование. В этом смысле вызывают интерес два персонажа, которых принято противопоставлять друг другу. Это Лука и Сатин. Два героя с диаметрально противоположной точкой зрения предлагают читателю ответить на вопрос: что же лучше, неприглядна истина или сладкая ложь? Лично мне кажется, что выбрать верное мнение в данном случае невозможно. Ведь и Лука, и Сатин тоже являются обитателями дна. Наверное, если бы авторская задумка состояла в том, чтобы выделить какую-либо точку зрения из этих двух или же возвеличить обоих героев по сравнению с остальными, он бы вынес Луку и Сатина за пределы общества ночлежки. Поэтому и идеологии этих героев в произведении не находят подтверждения. Природный ум Сатина не позволяют ему обрести более возвышенный образ по сравнению с товарищами по несчастью. Он — всего лишь один из них, а его истина не позволяет даже ему самому подняться с «дна», не говоря уж об остальных. Своим примером Сатин отнюдь не подтверждает свои высказывания о человеке: «Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит... гордо!»

Что же касается Луки, то хоть он и является странником, вольным человеком, однако его точка зрения явно не выносит критики вместе с самоубийством Актера. Укрывание правды за плотным облаком «спасительной» лжи не способно помочь даже одному человеку, не говоря уж о целом «дне». Поэтому я не считаю, что и Луку можно расценивать как героя, выгодно отличающегося от остальных обитателей ночлежки.

Я склоняюсь к мысли о том, что все герои данного произведения своего рода обречены на свое существование, которое хуже, чем смерть. Моральная гибель личности — вот то, чего следует страшиться любому разумному человеку. У героев пьесы видны лишь проблески разума, однако выводы, которые они делают в результате своих размышлений, непоколебимо свидетельствуют о том, что «дно» никогда не отпустит своих обитателей. Думаю, что смысл фразы «дважды убить нельзя» заключается именно в том, что невозможно возродиться после моральной гибели. Эта фраза — очередной яркий образ, последовательно раскрытый на примере каждого из героев произведения. Физическая гибель для них не страшна, что она по сравнению с их нынешним положением?! И разве из всех героев одна лишь Анна мечтает поскорее попрощаться с земным существованием, чтобы в другом мире обрести столь желанное спокойствие и умиротворение?

Человека всегда характеризуют внутренние духовные стремления. Они — его главные ценности. Но если человек перестает мечтать и стремиться, его существование нельзя назвать жизнью. Для героев произведения «На дне» это очень актуально. Впрочем, ошибочным было бы считать, что обитатели ночлежки столь жалки и ничтожны из-за того, что у них нет материальных ценностей. Их бедственное положение является результатом скудного духовного потенциала. И потому обитателями «дна» мы называем не только нищих постояльцев ночлежки, но и содержателей этого заведения.

Однако автор оставляет нам надежду. Две идейные точки зрения, выраженные мнениями Луки и Сатина, это две спасительные соломинки в пучине мерзких реалий «дна». Гуманистическая направленность произведения позволяет читателям увидеть, что даже у обитателей ночлежки есть шанс на воскрешение. Главное — вовремя увидеть себя со стороны, поверить в свои силы и тем самым обрести шанс преодолеть моральную гибель.






Похожие сочинения (3 самых похожих)
«Погубить душу» нельзя, а можно погубить себя, потеряв душу» Абрам Терц. По произведению Федора Сологуба «Мелкий бес»
«Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне»)

Еще сочинения из раздела На дне
Философский спор о правде и человеке в драме М. Горького «На дне»
Лука и Сатин в пьесе Горького «На дне»


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


На дне

На дне


Сочинение по теме «Дважды убить нельзя» (По пьесе М Горького «На дне»), На дне
Близкие сочинения
«Погубить душу» нельзя, а можно погубить себя, потеряв душу» Абрам Терц. По произведению Федора Сологуба «Мелкий бес»
«Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне»)
«Просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни». (Л. Н. Толстой). По пьесе М. Горького «На дне»
«Существует только человек...» (По пьесе М. Горького «На дне»)
Лука и Сатин в пьесе Горького «На дне»
Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Второй вариант)
Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Первый вариант)


Из этой книги
Философский спор о правде и человеке в драме М. Горького «На дне»
Лука и Сатин в пьесе Горького «На дне»
«На дне» М. Горького как социально-философская драма
Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Второй вариант)
Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Первый вариант)

Популярные сочинения

  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинения про осень
  3. Герасимов после дождя сочинение 6 класс
  4. Мини сочинение мой Пушкин
  5. Слово о полку игореве сочинение
  6. Осенний день сочинение 5 класс
  7. Сочинение по комедии недоросль стародум
  8. Рўрћр
  9. Сравнительная характеристика Лизы и Эраста
  10. Сочинение на тему что я люблю
  11. Сочинение на тему памятное событие
  12. Современные Ромео и Джульетта сочинение
  13. Безплатно скачать сочинения онародном промосле
  14. Мини сочинение на тему осенняя сказка
  15. Миниатюра после дождя 7 класс
  16. Р