В период «мрачного семилетия» Некрасов почти не писал стихов. Много времени занимала работа в журнале: «Современник» надо было во что бы то ни стало спасать. Цензура вычеркивала много подготовленных материалов; тогда Некрасов вместе с А. Я. Панаевой принялся сочинять большие по объему приключенческие романы «Три страны света» и «Мертвое озеро». Необходимо было заполнить цензурные «бреши», а заодно и привлечь новых подписчиков, особо интересующихся такого рода литературными произведениями. (Следует отметить, что эти романы и сегодня вызывают интерес у читателей.)
Одним из наглядных признаков начавшегося общественного подъема стал выход в свет сборника стихотворений Некрасова в 1856 г. Поэт включил в него лучшие произведения, созданные за 10 лет (стихи первой половины 40-х гг. туда вообще не вошли). Сборник открывается стихотворением «Поэт и гражданин», в котором Некрасов излагал свои взгляды на назначение искусства, утверждал мысль о необходимости единства слова и дела. Нужно учитывать, что поэт и гражданин в стихотворении Некрасова не антагонисты. Там нет упрощенного противопоставления: или поэт, или гражданин. Это не разговор праведника с грешником или учителя с учеником. В стихотворении представлен своеобразный внутренний диалог, внутренний спор, который отразится и в позднейшей лирике Некрасова: честная и горькая исповедь о себе, о сложностях избранного пути, о жестоких сомнениях...
Стихотворный сборник 1856 г. построен по четкому плану. Первый раздел состоит из стихов о народе, во втором помещены сатирические стихи, в третьем разделе опубликована поэма «Саша», а в четвертом — лирические стихи. В каждом разделе стихотворения расположены в определенном порядке (не всегда в хронологической последовательности). Так, первый раздел, включающий уже известные произведения «В дороге», «Огородник», «Тройка» и др., завершался двумя новыми стихотворениями, в которых были выражены особо важные для поэта мысли о народе, его положении и судьбах: «Забытая деревня» (1855) и «Школьник» (1856).
В первом из них воссоздалась широкая картина горькой беспросветной жизни крепостного крестьянства, тщетно надеющегося на «доброго барина»:
Малые, большие — дело чуть за спором
«Вот приедет барин!» — повторяют хором.
Наконец однажды посреди дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высоких гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин, а за гробом — новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету — и уехал в Питер.
В «Школьнике» воплощена оптимистическая уверенность поэта в тех громадных внутренних силах, которые заключены в народе.
Первый раздел некрасовского сборника, где звучали настроения и отчаяния, и оптимизма, отличается, несмотря на это, внутренним единством. Широкое обобщение проявляется не только в разнообразии тематики, но и в поэтическом многоголосии.
Разные рассказчики предстают перед нами в некрасовских стихах. И появляется возможность воспринимать не одну, а несколько точек зрения, что помогает создать объемную, стереоскопическую картину. Мы слышим голос ямщика («В дороге»), несчастной старухи, потерявшей сына-кормильца («В деревне»), удалого огородника («Огородник»), крестьян, надеющихся на «доброго барина» («Забытая деревня») — да всех и не перечислишь. В киноискусстве такой принцип изображения называется монтажом: происходит смена ракурсов, объектов, а в результате возникает широкая панорама жизни. Принцип панорамности Некрасов будет широко использовать на протяжении всего своего творческого пути — вплоть до «Кому на Руси жить хорошо», где он будет положен в основу самой организации художественного текста.
Второй раздел сборника включает в себя, как уже было сказано, сатирические стихи. Объектом сатиры оказываются в большинстве случаев представители социальных верхов: чиновник, миллионер, помещик и т. д.
Третий раздел сборника был занят поэмой «Саша».
О четвертом разделе читайте отдельную статью на этом сайте.
Похожие сочинения (3 самых похожих)
Четвертый раздел сборника стихов 1856 г. Новая лирика, новаторство Некрасова
СТАРШАЯ ЭДДА Сборник древнеисландских песен (XIII в.)
Генрих Гейне (1797—1856)
Еще сочинения из раздела Николай Алексеевич Некрасов
Женский образ в стихотворении «Тройка» Н.А. Некрасова
Мое восприятие стихотворения Н.А. Некрасова «Тройка»
Стихотворение «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасова. Восприятие, толкование, оценка
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
|