А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Пушкин > Полтава характеристика образа Мария Кочубей
Распечатать это сочинение Полтава характеристика образа Мария КочубейРаспечатать
Версия для мобильных
Полтава характеристика образа Мария Кочубей - сочинение
Райнер Мария Рильке. Глубина философского постижения мира — основа поэтического мировосприятия Рильке
Сочинение по картине О.А. Кипренского «Портрет Н.В. Кочубей» (портретный очерк)

                    


Мария Кочубей — героиня поэмы, возлюбленная гетмана Мазепы, которую, вослед сложившейся литературной традиции, зовут иначе, чем «реальную» дочь «реального» судьи Кочубея, бежавшую от отца к Мазепе. Пушкин указывает на это «прозаическое» имя — Матрена — в примечаниях; оговорка важна — благодаря ей, с одной стороны, задается поэтическая дистанция между «грубой» историей и ее художественным образом, с другой — условный образ гордой любовницы опрокидывается в реальное историческое пространство.

Матрена Кочубей проходит как бы сквозь литературную призму — и является перед читателем типичной байронической героиней, хотя бы и украинизированной: свежей, «как вешний цвет», стройной, «как тополь» и, конечно, с грудью «белой, как пена». И наоборот, образ скромной, разумной, пылкой и наивной М., до конца первой части не догадывающейся о заговоре Мазепы — а до конца второй части не понимающей, что ее любовник замыслил казнить ее отца, — этот образ заранее спроецирован автором в «действительное» героическое прошлое. Героиня байронической поэмы готова в любую минуту стать персонажем эпоса.

Беспредельно наивной М. движет, одно чувство — любовь. Сначала любовь к отцу; затем, после родительского отказа Мазепе и ночного бегства из дому, — любовь юной красавицы к старому, но мудрому и сильному «вождю», Любовь, не знающая никаких преград. Пушкин специально подчёркивает, что М. — крестная дочь Мазепы, а это делает их союз вдвойне беззаконным, вдвойне сомнительным: где-то на самой окраине смысла мерцает намек на «духовный инцест», некое подобие кровосмесительства. Даже о заговоре Мазепы против Петра она (в 1-й сцене 2-й части) узнает только потому, что рядом с любимым появляется некая Дульская (как выясняется, «всего лишь» агент политического заговора). Поняв, что речь идет не о любовной измене ей, а о гражданской измене Петру и России, М. тут же успокаивается — и мысленно примеряет корону на Мазепу: «Твоим сединам как пристанет /Корона царская!..» Под конец разговора замысливший неладное Мазепа испытывает любовницу и требует ответить, кого бы она выбрала, если бы пришлось, его или отца; та, поколебавшись, выбирает любовника. И — ни тени подозрения, ни проблеска догадки.

Живописуя героиню (вплоть до конца 2-й части) одной краской, Пушкин «заставляет» ее мирно почивать в ночь перед казнью. Эта романтическая наивность М. «удобна» автору с сюжетной точки зрения. Во-первых, Мазепе дана возможность поразмышлять о власти и любви над мирно спящей любовницей; во-вторых, достигается эффект внезапности, когда несчастная мать пробирается в опочивальню дочери и рассказывает ей о предстоящей казни отца, умоляя разжалобить Мазепу; в-третьих, именно потому, что М. ни о чем не ведает, она долго приходит в себя и еще дольше убеждается в правоте матери — упуская драгоценное время. Естественно, что, когда бедные женщины являются на место казни, отца уже нет в живых. Потрясенная М. бежит; погоня бесполезна.

И как первое бегство, из родительского дома, переключает образ М. в байронический регистр, так второе, из дома Мазепы, позволяет ей переместиться в пространство эпоса. Внезапно увидев, как страшна реальность и как коварна любовь, М. утрачивает смысл жизни — и вместе с ним разум. Она появляется в конце 3-й части, т. е. в финале поэмы, чтобы поневоле произнести страшный — и личный, и собственно исторический — приговор Мазепе, бежавшему с Карлом от мощи Петра. И после этого ей остается совершить последний переход — в вечное пространство народной памяти. Последние строки поэмы навсегда «прописывают» М. в песне седого бандуриста — и навсегда примиряют с покинутой ею жизнью.








Похожие сочинения (3 самых похожих)
Райнер Мария Рильке. Глубина философского постижения мира — основа поэтического мировосприятия Рильке
Сочинение по картине О.А. Кипренского «Портрет Н.В. Кочубей» (портретный очерк)

Еще сочинения из раздела Александр Пушкин
Сочинение-миниатюра. Мое восприятие стихотворения А.С. Пушкина «К***»


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Александр Пушкин

Александр Пушкин


Сочинение по теме Полтава характеристика образа Мария Кочубей, Пушкин
Близкие сочинения
Райнер Мария Рильке. Глубина философского постижения мира — основа поэтического мировосприятия Рильке
Сочинение по картине О.А. Кипренского «Портрет Н.В. Кочубей» (портретный очерк)
Нравственно-философский смысл поэмы А. С. Пушкина «Полтава»
Характеристика образа Бориса Горикова


Из этой книги
Сочинение-миниатюра. Мое восприятие стихотворения А.С. Пушкина «К***»
Сюжетообразующая функция поговорочной метафоры в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина
Сочинение: В чем прав и в чем заблуждается Самсон Вырин(По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»)
Сочинение: Тема любви и образ возлюбленной в лирике А. С. Пушкина
Сочинение: Тема «дружества» и образы друзей в лирике А. С. Пушкина

Популярные сочинения

  1. Сочинение по теме недоросль
  2. Рўрћр§р
  3. Сочинение мой Пушкин
  4. Сочинение по ктнд мой родной язык
  5. Сочинение про
  6. Сочинения про осень
  7. Герасимов после дождя сочинение 6 класс
  8. Сочинение о пушкине
  9. Слово о полку игореве сочинение
  10. Современные Ромео и Джульетта сочинение
  11. Сочинение по комедии недоросль стародум
  12. Безплатно скачать сочинения онародном промосле
  13. Рўрћр
  14. Сравнительная характеристика Лизы и Эраста
  15. Сочинение на тему чудная церковь
  16. Сочинение о осени 9 к