А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Ревизор > Развитие темы «Маленького человека» в творчестве Н В Гоголя
Распечатать это сочинение Развитие темы «Маленького человека» в творчестве Н В ГоголяРаспечатать
Версия для мобильных
Развитие темы «Маленького человека» в творчестве Н В Гоголя - сочинение
Трагедия «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Образ «маленького человека» в повести «Шинель» Гоголя Н. В.
Проблема «маленького человека» на страницах произведений Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского

                    


Тема «маленького человека» в литературе существовала и до ее обозначения в творче­стве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в «Медном всаднике» и «Станционном смот­рителе» А. С. Пушкина. Вообще же «малень­кий человек» таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, до­веденный до отчаяния человек. При этом это особый социально-психологический тип, то естьлюбой человек, ощущающий свое бесси­лие и ничтожность. Порой он способен на протест. К бунту «маленького человека» все­гда ведетжизненная катастрофа, но исход протеста — безумие, смерть. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический ха­рактер, а Гогольпродолжил развитие этой те­мы в петербургских повестях («Нос», «Нев­ский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»). Но продолжил своеоб­разно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя глубокими общественнымипротиворечиями, трагичес­кими социальными катастрофами. По Гоголю, Петербург — город, где человеческие отно­шения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где, «кроме фона­ря, все дышит обманом». Именно в этом страшном, безумном городепроисходят уди­вительные происшествия с чиновником По-прищиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жесто­кой действительностью.

Человек и нечеловеческие условия его об­щественного бытия — главный конфликт, ле­жащий в основе петербургских повестей. Од­на из наиболее трагических повестей, несо­мненно, «Записки сумасшедшего». Герой произведения Аксентий Иванович Поприщин, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претен­дует. С достоинством он сидит в кабинете ди­ректора и очинивает перья «его высокопрево­сходительству», преисполненный величайше­го уважения к директору. «Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет... Какая важность в глазах... Не нашему брату чета!» — отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто име­ет высокий чин, должность, деньги, — так счи­тает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог. Но не по­смеяться над ним хотел Гоголь. Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожи­данно западает вопрос: «Отчего я титулярный советники, с какой стати я титулярный совет­ник?» Поприщин окончательно теряет рассу­док и поднимает бунт: в нем просыпается ос­корбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправен, почему «что есть лучшего на свете, все достается или ка­мер-юнкерам, или генералам». По мере уси­ления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повес­ти он, нравственно прозревший, не выдержи­вает: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучат меня?»

Блок заметил, что в вопле Поприщина слы­шен «крик самого Гоголя». «Записки сумас­шедшего» — протест против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедли­вость. Поприщин — порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького че­ловека». Жертвой Петербурга, жертвой нище­ты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести «Шинель». «...Он был то, что называют вечный титулярный со­ветник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться» — так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограни­ченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: «...В одном департаменте служил один чинов­ник... Башмачкин», робкий, задавленный судь­бой человек, забитое, бессловесное сущест­во, безропотно сносящее насмешки сослужив­цев. Акакий Акакиевич «ни одного слова не отвечал» и вел себя так, «как будто бы никого и не было перед ним», когда сослуживцы «сы­пали на голову ему бумажки».

И вот таким человеком овладела всепожи­рающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоиз­меримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на вы­сокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к «значительному лицу». «Значительное ли­ц о » — обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию «маленького человека». Из кабинета «значи­тельного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения». Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бес­словесный и робкий Башмачкин только в предсмертном бреду начинает «сквернохульничать, произнося самые страшные слова». И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания». Мнения критиков и современников Гоголя об этом герое разошлись.

Достоевский увидел в «Шинели» «безжало­стное издевательство над человеком». Кри­тик Аполлон Григорьев — «любовь общую, мировую, христианскую». А Чернышевский назвал Башмачкина «совершенным идио­том». Как в «Записках сумасшедшего» нару­шены границы разума и безумия, так и в « Шинели» размыты границы жизни и смерти. И в «Записках», и в «Шинели» в конечном итоге мы видим не просто «маленького человека», а человека вообще. Перед нами люди одино­кие, неуверенные, лишенные надежной опо­ры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить «маленького человека», ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку. Именно так изоб­ражает его Гоголь.






Похожие сочинения (3 самых похожих)
Трагедия «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Образ «маленького человека» в повести «Шинель» Гоголя Н. В.
Проблема «маленького человека» на страницах произведений Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского

Еще сочинения из раздела Ревизор
Сочинение на тему: «РЕВИЗОР» — САТИРА НА КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ РУСЬ
Сочинение: В чем смысл немой сцены в финале комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Ревизор

Ревизор


Сочинение по теме Развитие темы «Маленького человека» в творчестве Н В Гоголя, Ревизор
Близкие сочинения
Трагедия «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Образ «маленького человека» в повести «Шинель» Гоголя Н. В.
Проблема «маленького человека» на страницах произведений Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского
Образ «маленького человека» в повести "Шинель" Гоголя Н.В.
Тема «маленького человека» в творчестве М. Ю. Лермонтова
Тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова
Сочинение: Тема «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ («МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» И «БОЛЬШОЙ БРАТ»)
Проблема «маленького» человека в рассказах А. П. Чехова «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»
«Да святится имя Твое...» Большая любовь «маленького человека» (Второй вариант)
«Да святится имя Твое...» Большая любовь «маленького человека» (Первый вариант)


Из этой книги
Сочинение на тему: «РЕВИЗОР» — САТИРА НА КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ РУСЬ
Сочинение: В чем смысл немой сцены в финале комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Сочинение: Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в III действии как одна из кульминационных сцен комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Сочинение: Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Сочинение на тему: Своеобразие конфликта в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Популярные сочинения

  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Рўрћр§р
  3. Сочинение мой Пушкин
  4. Сочинение по ктнд мой родной язык
  5. Сочинение про
  6. Сочинения про осень
  7. Герасимов после дождя сочинение 6 класс
  8. Слово о полку игореве сочинение
  9. Мир и космос сочинение
  10. Сочинение по комедии недоросль стародум
  11. Безплатно скачать сочинения онародном промосле
  12. Сочинение на тему горе от ума
  13. Сравнительная характеристика Лизы и Эраста
  14. Миниатюра сочинение падают листья
  15. Сочинение на тему чудная церковь
  16. Сочинение по творчеству Пушкина 10 класс