А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Солженицын > Солженицын Краткое содержание Матренин двор
Распечатать это сочинение Солженицын Краткое содержание Матренин дворРаспечатать
Версия для мобильных
Солженицын Краткое содержание Матренин двор - сочинение
Краткий пересказ «Матренин двор» Солженицын
Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980 годов (В. Распутин. «Прощание с Матерой», В. Быков. «Облава», А. Солженицын. «Матренин двор»)
Тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»

                    


Краткое содержание

Действие происходит «на сто восемьдесят четвертом километ­ре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани». Повество­вание ведется от первого лица, и сам рассказчик, его судьба очень напоминают самого А. Солженицына, его судьбу.

Рассказчик приехал «просто в Россию», никто его уже не ждал, так как с возвращением он опоздал «годиков на десять». Он попросился учителем туда, где дальше от железной дороги. И его устроили в местечко под названием Высокое Поле. Он там не остался, так как в селе не было даже продуктового ларька, хлеба не пекли, а все съестное «волокли мешками» из областного города. И снова рассказчик пришел в отдел кадров, где его нако­нец определили в поселок с совсем не поэтичным названием Тор­фопродукт. Там он узнал, что вокруг этого поселка еще много деревень с названиями, ласкающими ему слух: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Рассказчик поселяется в деревеньке Тальново. Так как мест больше ни у кого не оказалось, то его пристроили к Матрене Игнатьевне Григорьевой, или просто Матрене. Рассказчику за­помнилась ее изба: «Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуретам и лавкам — горш­ками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Матрена не согласилась сначала принять квартиранта, говорила, что ему будет уж очень неудоб­но. Ее каждый месяц прихватывал недуг, и она не могла ухажи­вать за гостем. Матрена заставила рассказчика еще раз пройтись по деревне в поисках места, но он снова вернулся к ней, словно почувствовав, что это именно его пристанище. Он подробно опи­сывает обстановку ее дома, мелких обитателей, включая колче­ногую кошку, мышей и тараканов.

Матрене не платили пенсию. Ее даже из колхоза отпустили из-за плохого здоровья. Пенсию она могла получать только за своего мужа. «Собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет — в десяти километрах к западу, а поселковый — к северу, час ходьбы». И ее гоняли из одного места в другое то из-за точки, то из-за запятой. Обычно она возвращалась не в духе, омраченная. Но знала наверняка, как поднять себе настроение. Успокоение она находила в работе.

С приходом зимы появилась проблема нехватки торфа. Той ма­шины, что полагалась рассказчику как учителю, не хватило бы даже и на треть зимы. В болотах рядом с поселком торф копали из болота экскаваторами, но жителям выделять торф не полагалось. «Топлива было не положено — и спрашивать о нем не полага­лось». Не могла Матрена и корову завести: с трудом удавалось раздобыть сена даже для козы.

Иногда за Матреной приходили из колхоза, когда не хватало рабочих рук. И Матрена, которая уже не считалась колхозни­цей, шла работать — не за деньги, за просто так.

Но бывало, недуг сильно прихватывал Матрену. Она лежала два или три дня, не вставая. И тогда всю работу по дому выпол­няла ее подруга.

Рассказывала Матрена и о своей жизни. Жаловалась на тепе­решнюю свою немощь, вспоминала, как, бывало, она таскала по пять мешков с торфом. А однажды остановила на всем скаку коня, когда тот испугался и понес. «Мужики отскакивали, а я, правда, за узду схватила, остановила».

В ту зиму, когда у Матрены поселился учитель, дела ее по­шли хорошо. Ей наконец начали платить пенсию восемьдесят руб­лей, да сто рублей за постояльца, да и сам он приплачивал ей. Она даже заказала себе новые валенки, купила новую телогрей­ку. И сшила себе пальто, да такое, что и во всю жизнь не наши­вала. Вот в подкладку этого пальто она и вшила двести рублей себе на похороны. И «повеселела». Она стала чаще ходить в гости к своим подругам. Домой гостей не звала, боялась помешать. И только однажды дома у нее были три ее родные сестры. «По­чему их не было видно до этого? Опасались они, что Матрена будет просить у них помощи?» Однажды Матрена сильно огорчи­лась тем, что осталась без святой воды. Не усмотрела за своим котелком на водосвятии. Рассказчик не замечал в ней истовой веры, но «дело всякое она начинала “с богом!”»

«Так и привыкли Матрена ко мне, а я к ней, и жили мы запро­сто». Ни тот, ни другой не докучали друг другу расспросами о  прошлой жизни. Каждый знал друг о друге немного. Матрена знала, что ее постоялец сидел в тюрьме, а он — что Матрена вышла замуж еще до революции, было у нее шестеро детей, да только все они умерли один за другим.

Муж ее с Великой Отечественной войны так и не вернулся, тела его не нашли, похоронку тоже не прислали. Матрена за один­надцать послевоенных лет решила, что он, верно, умер. Однаж­ды рассказчик видит дома «высокого черного старика». Он ока­зался родным братом мужа Матрены. И пришел он к учителю про­сить за своего сына, лентяя и невежу, Григорьева Антошку.

Только вечером рассказала Матрена о том, что так долго ко­пилось у нее в душе. Этот черный старик — старший брат ее мужа, Фаддей, которого она любила. Во время Первой мировой войны его забрали в армию, на фронт. Три года ждала жениха Матрена, а когда надежду потеряла, вышла замуж за Ефима, его младшего брата. Он был моложе ее на год. А к зиме вернулся из венгерского плена Фаддей. «Стал на пороге. Я как закричу! В колена б ему бросилась!.. Нельзя… Ну, говорит, если б то не брат мой родной — я бы вас порубал обоих!» И ни одну невесту в деревне не взял в жены, все с таким же именем искал. И вот теперь Фаддей с женой живут рядышком. Часто Фаддеева Матре­на приходит жаловаться на то, что бьет ее муж. А Матрена Васи­льевна вспоминала, что Ефим ни разу ее пальцем не тронул. А потом взяли уже Ефима на войну, а Фаддея не взяли из-за слепоты. И тогда попросила Матрена у той, второй Матрены, доч­ку ее, Киру, на воспитание. Десять лет воспитывала, а недавно выдала замуж за молодого машиниста в Черустях. И вот теперь оттуда ей помощь приходит: сахар, сало. И завещала Матрена после смерти своей Кире отдельный сруб, а про остальное ничего не сказала, потому что еще три сестры у нее было.

Вот так и открылась Матрена в тот вечер. И буквально на сле­дующий день из Черустей приехала Кира для того, чтобы забрать горницу Матрены, ей предназначенную. Горница та нужна была, чтоб молодые в Черустях участок земли получили. И не столько Кира и муж ее, сколько Фаддей загорелся получить этот участок. Он начал настаивать, чтобы Матрена при жизни горницу ту отда­ла. Не жалко было ей отдать горницу, да только больно было ломать крышу, под которой сорок лет прожила. Даже рассказчи­ку стало не по себе при мысли о том, что будут отдирать доски избы. «Для Матрены было это — конец жизни всей». Долго не могли увезти горницу, погода не давала. И случались такие собы­тия, которые все больше и больше удручали Матрену. Пришли три ее сестры, «обругали ее дурой» и ушли, пропала Матренина колченогая кошка. Но вот ударили морозы. Горницу разобрали на бревна, погрузили в сани и увезли трактором. Помогавшие, из де­ревенских, напились самогону и ушли. Матрена беспокоилась о том, что решили увезти все за один раз, было бы лучше за два — сани могли развалиться. Ушла провожать сына Фаддея и мужа Киры, которые везли бревна в Черусти.

А в час ночи пришли четверо в железнодорожных шинелях. Как мог рассказчик прикрывал маленькую кухоньку, где оста­лись следы пиршества — за самогон Матрене могли дать срок. После пришла Маша, подруга Матрены, слезы текли рекой. Она рассказала, что на переезде наспех сколоченные вторые сани развалились. Тракторист и сын Фаддея стали заново ладить трос, а Матрена хотела им помочь. В этот момент шли от станции два паровоза без огней. Всех троих убило на месте. Муж Киры смот­рел на другое полотно — ждал поезда со стороны Черустей,а паровозов, шедших от станции Торфопродукт, не заметил После случившегося он хотел повеситься, поскольку винил себя в гибели людей, но его успели спасти. Теперь мужа Киры ожи­дал суд.

На похоронах больше всего плакали сестры, так полагалось Избу Матренину разделили между сестрами, горницу отдали Фаддею.

Как рассказывала потом Матренина золовка, Ефим не любил жену: она одевалась по-деревенски, никогда не держала поро­сенка. «Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за наря­дами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев». Не поня­тая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шестерых де­тей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Все жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.






Похожие сочинения (3 самых похожих)
Краткий пересказ «Матренин двор» Солженицын
Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980 годов (В. Распутин. «Прощание с Матерой», В. Быков. «Облава», А. Солженицын. «Матренин двор»)
Тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»

Еще сочинения из раздела Александр Исаевич Солженицын
Как в портретах героев солженицынских произведений «просвечивает» «басенный жи­вотный мир», юмор русских народных сказок и былин
Книги, важные для становления Солженицына как пи­сателя
Интересные подробности жизни и творчества А. И. Солженицына


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Александр Исаевич Солженицын

Александр Исаевич Солженицын

Сочинение по теме Солженицын Краткое содержание Матренин двор, Солженицын
Близкие сочинения
Краткий пересказ «Матренин двор» Солженицын
Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980 годов (В. Распутин. «Прощание с Матерой», В. Быков. «Облава», А. Солженицын. «Матренин двор»)
Тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»
Повесть «Матрёнин двор» соединяет в себе признаки очерка и сказа
Образ России в рассказе «Матренин двор»
Сочинение по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»
Сочинение по рассказу «Матренин двор»
Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»
«Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»
«Затеряться в самой нутряной России» (По рассказу А. Солженицына «Матренин двор»)


Из этой книги
Как в портретах героев солженицынских произведений «просвечивает» «басенный жи­вотный мир», юмор русских народных сказок и былин
Книги, важные для становления Солженицына как пи­сателя
Интересные подробности жизни и творчества А. И. Солженицына
О творчестве А. И. Солженицына
Характеристика художественного мира А. И. Солженицына
О лагерной системе ГУЛАГ
Краткий пересказ «Матренин двор» Солженицын
Краткий пересказ «Один день Ивана Денисовича» Солженицын

Популярные сочинения