«Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».
Э. Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй — человек удивительной судьбы, автор ряда прекрасных книг, среди которых особое место принадлежит повести «Старик и море», созданной в середине XX века, в 1952 году, повести, за которую писателю была присуждена Нобелевская премия.
Почему именно это небольшое произведение, рассказывающее о рыбаках острова Кубы, так высоко оценила мировая общественность? Почему и сегодня, когда читаешь её, то сжимается сердце от боли за человека, то охватывает гордость за него, обессиленного, едва живого, но непобеждённого?
Я думаю, дело в том, что «Старик и море» не бытовая повесть, а повесть-притча, прославляющая Человека, воспевающая его мужество и стойкость.
Сюжет произведения очень прост. Старый кубинский рыбак Сантьяго отправляется в море на рыбную ловлю. После восьмидесяти четырёх дней безуспешных поисков добычи ему попадается огромная меч-рыба. Она так велика и сильна, что, заглотнув крючок, плывёт далеко в море, увлекая за собой лодку старика. Три дня и три ночи длится единоборство между рыбаком и гигантской рыбой. В конце концов, Сантьяго одерживает победу, но хищные акулы пожирают его добычу. Вместо прекрасной рыбы, которая могла бы накормить многих людей (об этом всё время думает старый рыбак), он привозит к берегу только её скелет.
Казалось бы, герой должен быть унижен, сломлен своим поражением, зол на весь мир. Но нет! Старый рыбак — человек большого мужества — не отчаивается: он уверен, что не сегодня, так завтра, собравшись с силами, снова уйдёт в море за большой рыбой и постарается одержать победу.
Это повествование, наверное, волнует так потому, что Хемингуэй очень точен и конкретен в описании жизни и борьбы старого рыбака. Спокойно, размеренно, избегая высоких слов, рассказывает писатель о всех деталях единоборства Сантьяго с огромной рыбой, передаёт его размышления о смысле человеческой жизни, о единении человека с природой, о том, что мы, люди, не хозяева природы, а её часть, и подвержены тем же законам, которым подчинены закаты, и восходы, и морская волна, и чудесная рыба, и саблезубые хищницы акулы.
Писателю веришь, потому что, любя своего героя, восхищаясь им, автор не стремится его приукрасить. Он, автор, убеждён, что такой человек, как Сантьяго, не нуждается в красивых словах: старый рыбак, обессиленный, с покрасневшими от бессонницы глазами, с изъеденными солёной водой непослушными руками, с запёкшимся от жажды ртом, по-настоящему прекрасен и неустрашим, его ничто не может заставить сдаться, подчиниться злой воле судьбы.
Образ этого конкретного простого человека-труженика вырастает до символа Человека, «большая рыба» — это символ большой цели, в которой заключён смысл человеческой жизни, а акулы воплощают хищническое, злое начало. В борьбе с этим злом Человек отстаивает своё право на самоуважение, на достойную жизнь.
Писатель не внушает нам, что это легко. Сила его героя в том, что, потерпев поражение, он не отчаивается, не теряет веры в себя и, что ещё важнее, продолжает верить в конечное торжество доброго начала.
Сантьяго собирается продолжать своё дело вместе с Мальчиком. Образ Мальчики в повести очень важен: в нём воплощена вера в будущее, мысль о том, что человек не одинок в жизненной борьбе.
Да, Сантьяго преследуют неудачи. Символом невезения, преследующего старика, становится парус его лодки, «весь в заплатах из мешковины», напоминающий «знамя наголову разбитого полка». Но писатель, подчёркивая старость рыбака, замечает, что у него «весёлые глаза человека, который не сдаётся».
Незабываемо и описание поединка старика с большой рыбой, когда, до предела напрягая силы, Сантьяго продолжает единоборство с нею, уверенный, что не отступит. «Рыба, — позвал он тихонько, — я с тобой не расстанусь, пока не умру».
Он убеждён: человек не для того создан, «чтобы терпеть поражения». Вот почему старик не остаётся в бездействии, когда на его рыбу нападают акулы. Хотя он стар и измождён, хотя руки его изранены, он продолжает бороться.
После того как ломается нож, привязанный к веслу, Сантьяго не удаётся спасти свою рыбу от хищных акул, но он принимает крушение своих надежд спокойно, с достоинством. «Кто же тебя победил, старик? — спросил он себя. — Никто, — ответил он. — Просто я слишком далеко ушёл в море».
В произведении нет трагической концовки. Измученный, обессиленный, но непобеждённый старик всё-таки добирается до порта.
И мы закрываем повесть с верой в творческие возможности человека, в неистребимую силу его жизнелюбия и стойкости.
Драма, разыгравшаяся в далёком море, не оставляет чувства безысходности и отчаяния. Пока человек жив, в нём не может умереть героическое начало, и в этом его величие. Перед стойкостью Сантьяго преклоняется Мальчик, преклоняемся и мы, читатели. Огромное уважение вызывает этот человек, сражавшийся даже после того, когда понял, что борьба бесполезна. Многому научила его жизнь, но отступать он так и не научился.
Да, «человек — это звучит гордо!» — с такой мыслью закрываем мы незабываемую повесть — одну из самых прекрасных книг нашего столетия.
Похожие сочинения (3 самых похожих)
Поэма «Двенадцать» - гимн революции или осуждение «свободы без креста»
В. В. Маяковский. Гимн обеду
Стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил, любовь еще, быть может...» как вечный гимн любви
Еще сочинения из раздела Старик и море
Контрольные вопросы с выборочными ответами к повести Э. Хемингуэя «Старик и море»
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
|