А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Бодлер > Странствие в поисках Красоты ("Цветы зла" Ш Бодлера)
Распечатать это сочинение Странствие в поисках Красоты ("Цветы зла" Ш Бодлера)Распечатать
Версия для мобильных
Странствие в поисках Красоты ("Цветы зла" Ш Бодлера) - сочинение
Жизнь и творчество Шарля Бодлера
О творчестве Шарля Бодлера

                    


Тема: Странствие в поисках Красоты ("Цветы зла" Ш. Бодлера).

Тип занятия: литературный суд.

Ход занятия

I. Вступительное слово учителя

Сегодня мы проведем литературный суд над сборником стихотворений Шарля Бодлера "Цветы зла", который вышел в свет в 1857 году. Название сборника звучало шокирующе для современников. Объединение в одном выражении двух противоположных по значению слов (цветы — символ возвышенного, прекрасного, зло — низкого, безобразного) было непонятным читателям второй половины XIX века. Книга сразу же была признана непристойной и оскорбляющей общественную мораль. Бодлеру был предъявлен судебный иск.

Для Франции этого времени суды над писателями были привычным явлением. Флобер, братья Гонкуры, Мопассан... Именно тогда в Парижской национальной библиотеке появился специальный отдел, куда были собраны книги, запрещенные для чтения. Но если суд Мопассану только угрожал, а Флобера и братьев Гонкуров оправдали, то Бодлера ожидал обвинительный приговор. К делу присоединился прокурор Пирар, у которого уже был опыт процесса над "аморальной" книгой — романом Флобера "Госпожа Бовари". Нераспроданная часть тиража была арестована, шесть стихотворений запрещены, а поэта и издателя приговорили к крупному штрафу. Приговор официально был отменен только в 1949 году. Что же касается исключенных стихотворений, то они образовали часть книжечки, выпущенной в 1866 году полуподпольно и озаглавленной с вызовом уязвленного — "Обломки".

Согласимся ли мы с приговором 1857 года?

!1. Ролевая игра "литературный суд"

Судья: Сегодня мы слушаем дело о сборнике господина Шарля Бодлера "Цветы зла". Секретарь, прочтите обвинительный акт.

Секретарь: К судебному разбирательству привлекается Шарль Бодлер за сочиненный им сборник стихотворений "Цветы зла". Господину Бодлеру вменяется в вину грубый и оскорбляющий общественную стыдливость реализм книги.

Судья: Подсудимый, признаете ли вы себя виновным?

УченикБодлер: Нет. О моей книге нужно судить в ее целостности, и только тогда из нее выплывет жестокий моральный урок, а не оскорбление общественной морали.

Судья: Приступим к судебному разбирательству. Обвинение,вам слово.

Продовження. Поч.див. "ЗЛ", №11, 12,2008

Прокурор: Ваша честь, господа присяжные! М будем говорить о человеке, который известен во вое мире. Но и врагу я не пожелал бы такой славы, а примеры только некоторых определений, которые а сказаны о господине Бодлере: "богохульник", "ана| хист", "сумасшедший аморалист", "проповедник ш роков", "злой кумир", "проклятый поэт", "циник", "Атихрист поэзии", "себеседник Дьявола". Не слишк; ли много для одного человека? Господин Бодлер, именно вы воспеваете в "Цветах зла"?

Бодлер: В эту жестокую книгу я вложил все мс сердце, всю мою нежность, всю мою веру, всю МОЮ Ни нависть.

Прокурор: Господа присяжные, суд над сборником господина Бодлера начался уже давно — на стр? ницах журналов и газет. Общественный суд подтолнул нас к тому, чтобы начать суд юридический. Вот нг сколько выдержек из прессы.

Брюссельская газета: "Честное перо не может с~ важиться даже на одну цитату.

Газета "Фигаро" от 12 июля 1857 года: "Говорить господине Бодлере — означает говорить об ужасе...*

5 июля 1857 года Густав Бурден написал: "Време нами сомневаешься в психическом состоянии госпс дина Бодлера... это, в большинстве случаев, монотонное и сознательное повторение одних и тех же слов I мыслей. Мерзость тут граничит с паскудством".

Адвокат: Протестую, ваша честь! Не будем, гос пода, забывать и высказывания противоположного содержания: "Бодлер... король поэтов, настоящий бс_ (А. Рембо).

Бодлер: Что значат опасности леса в сравнении! ежедневными шоками и конфликтами цивилизации* Невозможно пробежать любую газету за любой день любое число, любой месяц, любой год, чтобы не найтг там в любой строке признаки страшной развращенности человека и в то же время удивительные восхваления честностью, добротой, милосердием и бессовестные утверждения о прогрессе и цивилизации. Люба; газета — от первой и до последней строки — толькс собрание ужасов. Войны, убийства, бессовестность казни, преступления наций, преступления частньв лиц, универсальное опьянение жестокостью... Не понимаю, как чистая рука может касаться газеты без конвульсий отвращения.

Прокурор: Господин Бодлер, вы странно и страшно называете свои стихотворения: "Падло", "Отречение святого Петра", "Моление Сатане". Какому божеству вы поклоняетесь?

Бодлер: У каждого человека есть одновременнс два стремления: одно направлено к Богу, другое — и Сатане. Обращение к Богу, или духовности — этс стремление внутренне вознестись, обращение к Сатане, или животному началу, — это наслаждение собственного падения.

Прокурор: Так это зовом Сатаны вызвана порочная природа вашего творчества? Не отсюда ли, господин Бодлер, и ваша несвобода от наркотиков — гашиша, опиума?

Адвокат: Протестую! Многие из предков моего подсудимого страдали психическими расстройствами, их всех отличали "ужасные страсти". Психическая неуравновешенность подсудимого — наследственная. Всю свою сознательную жизнь господин Бодлер страдал от конкретного, ежедневного зла. Зло стало для него вездесущим. Отсюда — наркотики, трудности с Богом и заигрывания с Сатаной.

Прокурор: В качестве свидетельницы призывается мать господина Бодлера. Скажите, мадам Опик, как вы отнеслись к тому, что ваш сын оставил карьеру и решил писать стихи?

Мать Бодлера: Как изумились мы, когда он пожелал украсть у самого себя крылья и стал писателем... Какое горе!

Прокурор: Господа присяжные, вы слышали мнение матери подсудимого. Скажите, мадам Опик, почему вы обратились в Юридический совет, в соответствии с распоряжением которого ваш сын получает ежемесячно от нотариуса двести франков?

Мать Бодлера: Я обратилась в Юридический совет, когда увидела, что Шарль, живя в парижской аристократической среде, слишком быстро тратит состояние.

Адвокат: У меня тоже есть вопрос к мадам Опик. Скажите, ваш сын любит вас?

Мать Бодлера: Думаю, да. Он часто пишет мне письма, в которых переживает за мое здоровье, делится своими поэтическими замыслами, сожалеет, что не может материально содержать меня, рассказывает даже о своих любовных историях и разочарованиях.

Адвокат: Как вы слышали, господа присяжные, мой подзащитный не только транжира, что можно простить молодому человеку, но и любящий, заботливый сын, не утративший уважения к своей матери, которая стала опекуном его состояния.

Прокурор: В качестве свидетельницы вызывается Жанна Дюваль, статистка одного из маленьких парижских театров. Скажите, мадам Дюваль, как долго вы знаете господина Бодлера?

Жанна Дюваль: С 1842 года.

Прокурор: Как вы думаете, что могло привлечь в вас обвиняемого?

Жанна Дюваль: Возможно, сложные взаимоотношения с разными друзьями привели к тому, что Шарль Бодлер стал стыдливым и неуверенным вгсебе. Он искал женщину, рядом с которой чувствовал бы свое превосходство. Отчим Бодлера генерал Опик отправил его к берегам Индии в морское путешествие, итогом которого стал культ черной Венеры. Как говорил сам Шарль, он не мог более смотреть на белых женщин. Я — мулатка.

Прокурор: Да будет известно господам присяжным, что моральный облик мадам Дюваль весьма сомнительный. Это истеричная женщина, злоупотребляющая спиртным. Вот с кем связал свою жизнь подсудимый. Кстати, с образом Жанны Дюваль перекликается много стихотворений из сборника "Цветы зла". Например, "Падло". Прекрасное тело любимой женщины, которое уничтожают черви, по мнению Бодлера, — высший триумф жизни, возвращение к Природе. Только проведя свою подругу сквозь смерть, поэт может отнести ее в сферу прекрасного. Для Бодлера Красота — это смерть, потому что только то прекрасно, что мертво, неизменно и нетленно.

Адвокат: Ваша честь, протестую! Облик той или иной женщины под пером господина Бодлера — это скорее повод для вызванного ею в данный миг собственного душевного настроения. Действительные черты возлюбленной — запах кожи, цвет волос и глаз, звучанье голоса — служат Бодлеру с его изощренной ассоциативной чувствительностью толчком к тому, чтобы начал разматываться клубок воспоминаний или фантазий. Эти черты складываются в отсвет самого любовного переживания.

Судья: Защита, ваши свидетели.

Адвокат: В качестве свидетеля привлекается литературовед, который расскажет о художественных особенностях и достоинствах поэтического сборника Бодлера.

Литературовед: "Цветы зла" — это глубоко символичная биография поэта. Творчество Бодлера выпросло из столкновения нежного чувствительного сердца с жестокой, грязной действительностью, жертвой которой он и стал. Большая часть стихотворений этого сборника была написана предположительно в 1842—1844 годах во время периода "беспутной" жизни поэта в Париже. Впервые книга вышла в 1857 году в издательстве "ПулэМаласси" и содержала сто стихотворений.

"Цветы зла" являются своего рода странствием в поисках Красоты. Поиск красоты идет в направлении, прямо противоположном красоте природы. То, что происходит от природы, заменяется у Бодлера творением духа. Поэт понимает красоту как идеал, но идеал этот далеко не однозначный. Бодлер не может выяснить: красота дана Богом или Сатаной, служит ли она раю или аду. Понятно, что романтический XIX век не был готов к такому жестокому восприятию жизни.
Между молитвенным благоговением и какимто чадным сладострастием ("Вампир", "Отрава", "Одержимый") в "Цветах зла" переливается бесконечное обилие оттенков, граней, неожиданных изгибов страсти.

В мировосприятии Бодлера постоянно присутствуют контрасты и длится борьба разных начал: телесного и духовного, высокого и обыденного, животного и человеческого. И добро, и зло одинаково могут быть источником прекрасного, потому что они не являются взаимонепроницаемыми, иногда они превращаются одно в другое. Бодлеровское добро — это не христианская любовь, это всепоглощающая жажда, которая имеет внеморальную природу.

Именно с этого сборника началось в искусстве "добывание" Красоты из ничтожества реальной жизни, духовного — из материального, вечного — из обыденного.

Судья: Слово для обвинительной речи предоставляется прокурору.

Прокурор: Мы обвиняем господина Бодлера за неуважение законов общественной морали. Нас волнует губительное влияние, которое имеет книга на неопытного читателя. Чему могут научить такие стихотворения и кому нужна такая поэзия? Любовь в стихотворениях господина Бодлера дисгармоничная, как и вся жизнь вокруг. Его любовь скорее адская, чем райская. В "Цветах зла" мы наблюдаем болезненное стремление изображать все, описывать все, рассказывать обо всем так, будто понятие общественной морали отсутствует вообще и этой морали никогда не существовало. Я призываю господ присяжных приговорить книгу к запрету.

Судья: Слово предоставляется защите.

Адвокат: Познание мира — это не только добро, но и зло. Если зло имеет место в нашей жизни, то как может художник не отобразить его в своем творчестве?

"Аморальная" литература существовала задолго до появления книги Бодлера. Вспомним имена прославленных французских писателей Рабле, Лафонтена, Мольера, Руссо, Бальзака. Задача, которую поставил поэт перед собой в этой книге, — не возвеличить порок, а вызвать к нему отвращение.

Судья: Подсудимый, вам предоставляется последнее слово.

Бодлер: Я ценил литературу и любые другие искусства только тогда, когда они преследовали цели, далекие от морали, меня вполне удовлетворяет красота замысла и стиля. Но эта книга отмечена, как вы убедились в этом, страшной и холодной красотой; она создавалась с яростным терпением.

Судья: Господа присяжные, вы выслушали обвинение и защиту. Через несколько минут мы ждем вашего приговора.

(Обсуждение присяжных и объявление приговора.)

III. Домашнее задание

Мы уже достаточно много прочитали французских скандальных произведений. Пора переходить к другим национальным литературам. На следующее занятие вам надо будет прочитать "Балладу Рэдингской тюрьмы" О.Уайльда. (Один ученик готовит сообщение "История Чарлза Томаса Улриджа".)






Похожие сочинения (3 самых похожих)
Жизнь и творчество Шарля Бодлера
О творчестве Шарля Бодлера

Еще сочинения из раздела Шарль Бодлер
О творчестве Шарля Бодлера


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Шарль Бодлер

Шарль Бодлер

Сочинение по теме Странствие в поисках Красоты ("Цветы зла" Ш Бодлера), Бодлер
Близкие сочинения
Жизнь и творчество Шарля Бодлера
О творчестве Шарля Бодлера
В поисках «живого» лица Пушкина (Первые десятилетия XX века)
Сочинение на тему: ОТКРЫВАТЕЛЬ КРАСОТЫ ЗЕМЛИ
Сочинение на тему: ПОИСКИ КРАСОТЫ
Люди ответственны за сохранение красоты и жизни на земле
Беседа на тему: «от красоты познания к творчеству» (Для учащихся 15-16 лет)


Из этой книги
О творчестве Шарля Бодлера

Популярные сочинения

  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Рўрћр§р
  3. Сочинение слово о полку игореве
  4. Мир и космос сочинение
  5. Сочинение про памятный день
  6. Мини сочинение как я провел лета
  7. Сочинение интересная встреча
  8. Царевна лягушка сочинение любимый герой
  9. Осень веранда Жуковский сочинение
  10. Сочинение на тему Василиса премудрая
  11. Сочинение школьное утро
  12. Сочинения на тему древнейший человек
  13. Мини сочинение на тему осенняя сказка
  14. Миниатюра сочинение падают листья
  15. Сочинение на тему золотое слово Святослава
  16. Осень сочинение 9 класс
  17. Миниатюра после дождя 7 класс
  18. Сочинение по картине Герасимова после дождя
  19. Мой любимый цветок сочинение про
  20. Рассказ о моей любимой книге
  Мобильная версия

Мини сочинение как я провел лета Мой Пушкин сочинение Осень веранда Жуковский сочинение Рўрћр§р Соченения на тему письмо другу