А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Гроза > Критика пьесы «Гроза» А Н Островского
Распечатать это сочинение Критика пьесы «Гроза» А Н ОстровскогоРаспечатать
Рљр рВерсия для мобильных
Критика пьесы «Гроза» А Н Островского - сочинение
Сюжетно-композиционное своеобразие пьесы А.Н. Островского «Гроза»
Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского, художественные предварения
Сюжетно-композиционное своеобразие пьесы А.Н. Островского «Гроза»

                    


Пьеса Островского вызвала мно­жество статей и рецензий. Среди них особенно выделяется статья Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве». Почему именно Катерина была названа «лучом света»? Потому, что инстинктивный протест героини «Грозы» был для критика прямым доказательством обреченности «тем­ного царства». «Известно, — утверждал Добролюбов, — что крайности отражаются крайностями и что са­мый сильный протест бывает тот, который подни­мается наконец из груди самых слабых и терпе­ливых». Образ Катерины в истолковании критика получал обобщающее значение — как утверждение той скрытой силы, которая не может не пробу­диться в естественном стремлении народа к свободе, как свидетельство непримиримости его ко всем про­явлениям угнетения, несправедливости, к любым формам самодурства.

Через несколько лет, в 1864 г., появилась статья другого известного критика Д. И. Писарева «Моти­вы русской драмы». Писарев попытался обосновать совершенно другую трактовку образа Катерины. В своей статье он спорил не столько с Островским, сколько с Добролюбовым. Для Писарева Катерина, при всей ее страстности, нежности, искренности, что он охотно признает, все же не является «лучом света», прежде всего потому, что живет и действует она не по законам разума. Для Писарева же необ­ходимым условием «светлого явления должен быть сильный и развитой ум; там, где нет этого свой­ства, там не может быть и светлых явлений».

В подобного рода высказываниях критика-просве­тителя достаточно отчетливо проявляется и его си­ла, и его слабость. Отсюда же проистекает и прямое противопоставление Катерины любимому писаревскому герою — Базарову (из романа Тургенева «Отцы и дети»). Даже одно то, что Базаров — ученый-естест­венник, занимающийся, в частности, опытами над лягушками, приводит критика в восторг: «Тут-то именно, в самой лягушке-то, и заключается спасе­ние и обновление русского народа. Ей-богу, чита­тель, я не шучу и не потешаю вас парадоксами». Все симпатии Писарева отданы «базаровскому типу», а Катерина отнесена им к разряду «вечных детей».

Наконец, необходимо учитывать оценку драмы Островского Аполлоном Григорьевым, который увидел в «Грозе» прежде всего «поэзию народной жизни», мимо чего прошли и Добролюбов и Писарев. Ряд ученых в последнее время разрабатывают именно эту концепцию: они стремятся уяснить истоки ха­рактера Катерины в контексте русской национальной культуры. Впрочем, справедливости ради следует заметить, что Достоевский, постоянно полемизиро­вавший с Добролюбовым, в письме к Н. Н. Стра­хову (18 апреля 1869 г.) сделал важное признание: «...знаете ли, я убежден, что Добролюбов правее Григорьева в своем взгляде на Островского. Может быть, Островскому и действительно не приходило в ум всей идеи насчет Темного Царства, но Добролю­бов подсказал хорошо и попал на хорошую почву».

Долгое время считалось общепринятым, что после Добролюбова уже ничего принципиально нового о «Грозе» сказано не будет. Однако драма Островского не «памятник», она и сегодня живет, и сегодня способна заинтересовать пытливую мысль и школь­ника и многоопытного литературоведа.






Похожие сочинения (3 самых похожих)
Сюжетно-композиционное своеобразие пьесы А.Н. Островского «Гроза»
Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского, художественные предварения
Сюжетно-композиционное своеобразие пьесы А.Н. Островского «Гроза»

Еще сочинения из раздела Гроза
Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского, художественные предварения
Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского По пьесе «Гроза»
Сочинение на тему: ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ И «ТЕМНОЕ ЦАРСТВО» В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Гроза

Гроза


Сочинение по теме Критика пьесы «Гроза» А Н Островского, Гроза
Близкие сочинения
Сюжетно-композиционное своеобразие пьесы А.Н. Островского «Гроза»
Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского, художественные предварения
Сюжетно-композиционное своеобразие пьесы А.Н. Островского «Гроза»
Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского, художественные предварения
Как защищает свое достоинство Катерина – героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза» А. Н. Островского
Героини пьес островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка»
Главный конфликт пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»


Из этой книги
Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского, художественные предварения
Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского По пьесе «Гроза»
Сочинение на тему: ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ И «ТЕМНОЕ ЦАРСТВО» В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
Сочинение на тему: ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ СРЕДА В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
«Темное царство» диких и кабановых в драме А. Н. Островского «Гроза»
Добролюбов о Катерине и мое отношение к героине драмы А. Н. Островского «Гроза»

Популярные сочинения

  1. Сочинение по комедии недоросль
  2. Соченения на тему письмо другу
  3. Мой Пушкин сочинение
  4. Миниатюра сочинение падают листья
  5. Сочинения про осень
  6. Р
  7. Герасимов после дождя сочинение 6 класс
  8. Мини сочинение как я провел лета
  9. Сочинение интересная встреча
  10. Мини сочинение на тему осенняя сказка
  11. Сочинение на тему золотое слово Святослава
  12. Сочинение осень мое любимое время года
  13. Осень веранда Жуковский сочинение
  14. Сочинение на тему Василиса премудрая
  15. Сочинение школьное утро
  16. Сочинение на тему речь
  17. Сочинение 3 класс моя профессия